Сегодня Святая Церковь празднует память св. великомученика Димитрия Солунскаго, именуемого Солунским потому, что он родился и воспитывался в греческом граде Солуне, ныне Салоники, был в городе начальником, а за тем пострадал в нем за Христа от языческого царя Максимиана и там же был погребен. Церковное почитание угодника Божия Дмитрия началось сразу после Крещения Руси.
«Издревле, — как было сказано Его Высокопреосвященством, — память святого связывали с воинскими подвигами, с патриотизмом, защитой Отечества. Современному человеку легко понять в чем состоит воинский подвиг, но ему до сих пор трудно постичь смысл подвига ради Христа, совершенного угодниками Божьими, такими как Дмитрий Солунский. В жизни всегда есть место подвигу. Это выражение нам хорошо известно с детских лет. Но чаще всего его употребляют применительно к подвигу военному, трудовому, когда речь идет о спасении жизни или безопасности человека. А в чем состоит подвиг ради Христа? И только ли мученики могут быть подвижниками Божьими? Мученики, как говорят святые отцы, не только те, кто приняли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых. «Предай себя на то, чтобы умирать в подвигах и не жить в нерадении», — утверждают они. В богословии подвиги различаются на внешние и внутренние, духовные и телесные. Нежелание и неумение соединять внешний подвиг с внутренним приводят к худым последствиям. Лучше один раз перекреститься с горячим чувством и сердцем, нежели бессмысленно и не отдавая себе отчета в том, что делаешь, класть десятки поклонов. В церковном представлении слово подвиг имеет еще значение труд, и Бог судит людей не по количеству трудов (подвигов), а по количеству усердия. Святые отцы совершали подвиги не ради самого подвига, чтобы потешить собственную гордыню, что есть грех, а ради Христа. Не ради добродетелей настоящие монахи подвизаются, и тем более не ради самого подвига «мучают» себя, а совершают эти добродетели и подвиги и «мучают» себя ради благодати Святого Духа. Совершаются молитвенные, аскетические подвиги, молчание, столпничество. Мы же порой не можем пожертвовать и двумя часами своего «драгоценного» времени, чтобы посвятить их Богу, а ведь столько длится Божественная литургия. Господь не требует от нас больше того, что мы можем Ему дать, не требует подвига мученичества, столпничества, аскетизма. Лишь наше доброе сердце, наша любовь к ближнему. И если сейчас в нас этого нет, то дело не в Боге, а в нас, в нашем нежелании быть верными Ему, Его заповедям. В день, когда прославляется память святого, наша Церковь преподносит нам историю его жизни, как пример беззаветной любви к своему городу, к его жителям, смелого исповедания веры Христовой, как свидетельство подвига не ради славы и наград, а ради Христа».
Поздравляя прихожан с престольным праздником, Его Высокопреосвященство пожелал пересмотреть свою жизнь, чтобы меньше в ней было осуждения, злобы, зависти, и смело нести слово истины в этот бушующий мир, совершая тем самым подвиг, но не ради похвалы, не ради собственного самолюбия, а ради Христа.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви