В день памяти святителя Луки Крымского и тезоименитства правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, владыка Антоний вместе с другими иерархами сослужил Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию за праздничной Божественной литургией в Свято–Покровском соборе г. Запорожья.
— Ваше Высокопреосвященство, сегодня украинцам то и дело говорят о том, что нужно приобщаться к так называемым европейским ценностям. Но может ли Европа являться эталоном, если сама пребывает в жесточайшем духовном кризисе. Тогда как в Украине, несмотря ни на что, сохранились многовековые традиции Православия. Каким образом наша Церковь может уберечь людей от соблазна поддаться искушениям?
— Давайте начнем с определения того, а что собой представляют так называемые европейские ценности? По большому счету, это некое расплывчатое понятие. Ведь четкого перечня данных ценностей не существует. И поэтому каждый может вкладывать в это понятие свое видение и оценку.
Исходя из этого, в первую очередь важно понимать — на какой именно основе они возведены? Существует мнение, и довольно распространенное, что фундаментом европейских ценностей является принцип абсолютной свободы человека. И если принять упомянутое мнение за аксиому, возникает ряд весьма чувствительных и непростых вопросов.
Прежде, чем перейти к первому из них, хотел бы вспомнить одно интересное выражение. «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно». Как мне кажется, подобную аналогию можно провести и с принципом абсолютной свободы. Ведь источник, из которого она проистекает, далек от идеала.
В Псалтири об этом говорится прямо: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2). Данная мысль основывается на том, что наша природа повреждена, мы постоянно подвержены грехам и нам проще следовать своим страстям, нежели им противостоять. В свете этого возникает закономерный вопрос — а как вообще человек, столь слабый с духовной точки зрения сосуд, может найти сам в себе достаточные внутренние силы для того, чтобы употребить абсолютную свободу во благо? Понятно, что это невозможно. И, как следствие, абсолютная свобода начинает служить не каким–то высоким целям, а нашим грехам и страстям. Что, в свою очередь, приводит целые народы и цивилизации к духовному кризису, а затем и катастрофе.
Можно ли попытаться разорвать этот порочный круг? Конечно, можно. Но для этого нужно поставить Бога во главе как своей жизни, так и во главе системы своих ценностей. Только с Его помощью человек обретает силы для того, чтобы употреблять дарованную свободу в правильном, эффективном и достойном ключе. Черпать же эти силы помогает нам Церковь: через Таинства и общее служение в делах любви. Именно поэтому и можно сказать, что лучшим способом избежать искушений является принцип жить полноценной церковной жизнью.
— Грубое вмешательство Константинопольского патриархата во внутренние дела УПЦ уже привело к тяжелым последствиям как для нашей страны, так и для всего мирового Православия. Как Вы думаете, если под давлением политиков процесс признания раскольнической ПЦУ все–таки продолжится, к каким последствиям это может привести?
— По моему мнению, последствия отобразятся в трех плоскостях. Первая — уровень мирового Православия. К сожалению, могут повториться события 1054 года. И по разные стороны баррикад останутся Церкви, верные Православию, и структуры, которые согласятся быть частью симулякра мирового Православия. Речь идет о некой новой системе, где в центре будут находиться не Бог, каноны и соборность, а амбиции, директивы и папский формат управления.
Вторая — уровень украинских реалий. Мы все прекрасно понимаем, что более глубокое и активное втягивание политиков в процессы поддержки раскола неминуемо приведет к дестабилизации общественной обстановки. Вспыхнут многочисленные очаги конфликтов и противостояний, под угрозу будут поставлен мир и согласие в нашей стране. И, конечно же, усилятся гонения в отношении канонической Церкви как в виде очередных захватов храмов, так и вообще попыток полностью уничтожить УПЦ.
Третья, и самая важная — уровень духовных последствий. Ведь пока какой–то народ пребывает в мире с Богом и Его Церковью, он строит свое будущее на камне. Если же начинается отпадение от Господа и поклонение очередным «золотым тельцам», то соответствующим фундаментом становится песок.
А мы все прекрасно понимаем, к чему рано или поздно приводит возведение дома, под которым мы подразумеваем глобальные перспективы народа и государства, на песке. Как сказано в Евангелии: «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24–27).
— Чем в духовном плане опасно отпадение от Церкви? Что бы Вы сказали тем, для кого посещение храма, прежде всего, вопрос политической целесообразности, а не спасения души?
— А чем опасно пить не чистую, а наполненную химикатами или опасными вирусами воду? Понятно, что со временем такая практика может привести к тяжелому заболеванию и даже смерти.
Так же и с вопросом отпадения от Церкви. Это путь к духовной смерти. Человек сам себя отсекает от Божьей благодати, становится сухой веткой, не приносящей духовного плода. А, как известно, участь таких ветвей печальна. Об этом однозначно говорится в Евангелии: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6).
Что же касается посещения храма по политической целесообразности, то тут следует остановиться на одном важном моменте. Никакие законы не способны быть выше законов духовных. Выступая против Бога, человек — осознает ли он это или нет — вредит своей душе. Что, среди прочего, влияет и на то, как потом живет этот человек, с какими препятствиями и бедами на своем жизненном пути он сталкивается.
Поэтому не стоит ставить политику выше Господа. В вечность мы будем уходить не с багажом политических предпочтений и интересов, а с нашими делами и поступками, которые послужат нам либо в оправдание, либо в осуждение в глазах Божьих.
— Владыка, связь с Церковью у Вас с самого детства. Уже в четырехлетнем возрасте помогали батюшке на крестинах младшего брата, который сегодня служит священником на Закарпатье, а Ваша сестра — матушка, супруга священника. Какой была Ваша дорога к храму? Когда и как созрело желание стать священником?
— Благодаря нашим родителям, мы с моими сестрой и братом, выросли в храме. У нас не было какой–то особой долгой дороги к храму, потому что храм был для нас вторым домом.
Я до сих пор помню, как будто бы это было вчера, как однажды, в 12-летнем возрасте, стоя за Богослужением в храме нашего Чумалевского монастыря, я понял, что хочу быть священником. И это желание ни на мгновение не покидало меня в дальнейшей жизни. С того времени все мои интересы были направлены на одно — поступить в семинарию, получить духовное образование и стать священником.
— В течение жизни Вы смогли послужить Богу в самых разных качествах. Что самое главное для себя Вы поняли за это время о христианстве?
— Один известный богослов как–то отметил: к сожалению, очень многие христиане в погоне за второстепенным теряют самое главное, что только может быть в христианстве — Христа. Средоточие христианства как религии — не закон, не заповеди, не какие–нибудь моральные предписания. Это все, конечно же, очень важно, но не первостепенно. Сердцевина христианства — это Сам Христос.
В то же время, христианство — это единственная в мире религия, которая не столько требует от человека, сколько дает ему: она дает Ему Самого Бога. Бог предлагает нам причаститься Ему, стать частью Его Тела и тем самым достичь обожения — разве может быть что–то выше или желаннее этого? Конечно же, нет. При этом, единственным условием для того, чтобы стать участником Божественной жизни является то, чем мы очень часто, к сожалению, пренебрегаем — любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему.
Христианство — это и есть та точка, в которой встречаются и пересекаются две любви: любовь Бога и любовь человека. И только в том случае, если мы понимаем это и стремимся в своей жизни стяжать такую «двуединую» любовь, только тогда мы по праву можем называть себя христианами.