Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
Как сказал Его Высокопреосвященство: «во всех наших храмах каждый день совершается Божественная литургия, а это значит, что и для нас с вами уготован званный пир, мы становимся его участниками. А вот в качестве кого, опять же, решать нам самим. Тем более что в разные моменты нашей жизни мы можем быть разными участниками этой притчи. Человеку дана земля, какой-то земельный надел, на котором он трудится. У него есть волы, есть домашнее хозяйство, есть жена, муж, то есть обычная семейная жизнь. И все это, в той или иной степени, по мнению человека, является убедительным поводом, например, чтобы не идти в церковь. А теперь давайте задумаемся, как все это выглядит в глазах Господа? Мы служим сегодня в маленьком храме, который стоит в центре города, сотни и тысячи людей его видят каждый день и торопятся по своим делам, проходя мимо. Разве этот храм не служит для них приглашением на Трапезу? Да, можно не слышать тех призывов, которые звучат внутри храма, но Крест на куполе этого храма. Он ведь виден всеми, и его призыв должен быть услышан всеми, так как это наш с вами символ спасения. А те, кто услышал этот призыв и пришел в храм, всегда ли они становятся теми слугами, которых отправил господин для исполнения его воли? Рассказывают ли они в своих семьях, среди друзей и знакомых о том званном ужине, который уготован для всех Господом. Все ли понимают, что мир стоит пока совершается Божественная литургия, пока Господь все еще приглашает нас на Свою праздничную трапезу. Несмотря ни на что мы должны оставаться исполнительными слугами и нести слово Божье в этот бушующий страстями мир. Из притчи мы знаем, что слуги исполнили волю своего господина, а мы? Наша душа нуждается в пище духовной. Душа человеческая жаждет попасть на трапезу к Господу, а человек, живущий ради плотских утех, продолжает набивать всяким суррогатом, против её воли. Но всё это противоестественно, поэтому и как бы человек не старался, он всё равно всё это будет отторгать.
А жизнь человека без Бога мало чем отличается от существования голема – мифологического персонажа, созданного из глины, лишенного души и оживленного каббалистами. Големы не могут жить по Духу в отличие от человека, созданного по образу и подобию Божьему. Отсутствие Духа в жизни человека, делает его рабом плоти, заставляет его постоянно совершать всякие мерзкие дела. Лишь Дух Святой производит плоды и дела духовные, пробуждает в наших сердцах стремление и желание совершать то, что угодно Богу. Но без истинной Церкви это невозможно. Церковь имеет дыхание Божественной жизни через Таинства, через священнодействия. И пост, и молитва, и праздники наши, и все, что в Церкви совершается, – это те кровеносные сосуды, через которые в тело Церкви поступает дыхание вечной жизни. И все человечество живо только этим – только постольку, поскольку оно причастно этой жизни; постольку, поскольку существует Церковь. Что ждет человека, лишенного дыхания жизни?
Мы принадлежим к Церкви Православной, которая дышит в полноте, принимает все, что Господь дарует. Однако мы не должны обольщаться, будто уже дышим всей этой жизнью Божественной. До тех пор, пока мы не приобрели ее в нашем личном опыте, пока это не стало нашим дыханием, нашей собственной жизнью, мы еще не стали частью Церкви Православной. «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Пусть сегодня эти слова будут для нас точкой отсчета всех наших оценок, всех наших поступков, всех наших размышлений о том, что с нами происходит в настоящем и, прежде всего, о том, что нас ждет в будущем.
Как не может принять она и те сегодняшние попытки государственной власти, у руля которой стоят современные големы, лишенные души, но имеющие только одно желание, – любыми средствами приобретать как можно больше власти и денег. Для этого пытаются загнать нашу Матерь – Украинскую Православную Церковь в прокрустово ложе политической целесообразности. Когда зовут не на трапезу к Господу, а, как сегодня модно устраивать, что-то вроде новогоднего корпоратива. Вспомните, что было на Софийской площади 15 декабря – «газ, квас» под песни и пляски. И это некоторые называют собранием «верующих»!? Так не может и душа наша радоваться тому, что ей противно. И если наша душа не будет дышать Духом Божиим, она погибнет.
Все, что с нами сегодня происходит, направлено на то, чтобы лишить нас той трапезы, которая уготована Господом. Нас пытаются всеми этими «нововведениями» и «преобразованиями» отвлечь от Бога. Нас тащат силой, а ведь Господь никого силой не тащит. Как мы слышим из сегодняшней притчи, слуг посылают именно с приглашением. А что происходит, когда загоняют? Это и есть извращение, злоупотребление властью. И Христос ждет от нас реакции на эти извращения, мы прогнемся под силой големов или будем твердо стоять в вере Христовой. Если выберем первое – погубим душу, второе – Бог нас никогда не оставит. Посылая нам таких големов, Господь проверяет нас. Превратимся ли мы в таких же бездушных истуканов, или поспешим на Его призыв и станем соучастниками праздничной трапезы, Им уготованной? Выбор, как всегда за нами».
Как сказал еще в своей проповеди Владыка, можно относить себя к разным категориям участников этой притчи, но суть притчи в том, чтобы мы из званных, становились избранными.
«Задумайтесь о том, что не позволяет нам становиться таковыми. Что или кто мешает нам? Жизненные ли обстоятельства, житейские проблемы, скорби, политики ли, власть, общество? Все это вторично. Первично – наличие только нашего желания. Вот когда мы найдем истинную причину, нам будет легче ответить на главный вопрос: кем мы хотим быть в этой жизни? Хотим ли мы идти за Господом? Хотим ли быть не просто званными, но и избранными? А как стать достойными трапезы Господа? При этом нужно, став её соучастниками, не только самим насытиться, но и пригласить всех остальных, чтобы и они возрадовались. Мы должны свидетельствовать о Христе и всегда молиться за тех, кто боится идти на трапезу или не хочет, подыскивая различные причины. Хочется пожелать всем нам в наступающем Новом году больше читать святое Евангелие, напитывать свою душу Словом Божиим, Его Телом и Кровью, ибо только так наша душа может получить ту духовную пищу, в которой остро нуждается для своего спасения».