«Самый древний город в мире» – сообщает надпись при въезде в Иерихон. Иерихон упоминается в Ветхом завете. Это был первый город, взятый израильтянами при вступлении в Землю Обетованную. Перед взятием Иерихона впервые прозвучали слова «Святая Земля». Священное Писание повествует о том, как войско израильского вождя Иисуса Навина осадило Иерихон, и Господь им возвестил: «Обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами, весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания…». Самое поразительное, что во время раскопок 1930-1936 годов было сделано открытие, согласно которому «не остается никаких сомнений, что стены города упали в направлении наружу, а не вовнутрь, как это обычно бывает при захвате города».
Знаменит Иерихон и происшедшими здесь евангельскими событиями. Иерихон и окрестности вокруг него имеют особое значение – здесь пролегает дорога из Галлилеи в Иерусалим, по которой много раз проходил Христос. Во время Своего прохождения через этот город Господь даровал прозрение двум слепцам. Далее повествует Евангелие от Луки (19.1-5): «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Иисус, когда увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме…». Впервые Иерихон в паломнической традиции упомянут игуменом Даниилом в 12 веке: «В Иерихоне ныне же ту есть село срациньское. И ту есть дом Закхеев, и пень древа того и до ныне стоит на нь же бяше взлезл, хотя видети Христоса».Именно здесь легендарный русский архимандрит Антонин купил участок, на котором разбил фруктовый сад, через 7 лет в 1874 году построил странноприимный дом для русских паломников, который был единственным европейским жилищем. Именно здесь, гласит предание, находился дом мытаря Закхея, где преподобный Савва Освященный в VI веке построил паломнический приют. О своем же приюте о. Антонин писал в дневнике: «В передний путь ночевали там целою тысячей человек, занявши оба этажа дома, весь сад и палисадник». В мае 1881 года в «антониновском» приюте в Иерихоне останавливались с ночёвкой и августейшие паломники – великие князья Сергий и Павел Александровичи и их кузен, великий князь Константин. Дом стал принимать тысячи простых богомольцев, петербургскую и зарубежную знать. Отец Антонин в ходе археологических раскопок обнаружил монолит древнего происхождения, 6 камней с живописными изображениями святых, гранитный розовый камень и фрагменты колонн и мозаики. Найденные археологические ценности указывали на прямую связь с евангельскими событиями. Поэтому приют для паломников был назван именем евангельского Закхея мытаря, который впоследствии стал св. апостолом. Позднее найдено мозаичное надгробие основателя древнего храма — блаженного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую часовню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Часовню над мозаичным надгробием построили между 1904 и 1912 годами. Сегодня на месте часовни стоит храм во имя святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. В доме Закхея на русском подворье, как и сотни лет назад, по сложившейся традиции, продолжают радушно принимать дорогих гостей – паломников из разных стран. Взору путников предстает двухэтажный красивый дом, внутри которого кельи для гостей, залы, библиотека и огромная гостиная, где угощают ароматным чаем и фруктами из собственного сада, а с балкона открывается вид на Гору Искушений. Очарователен дивный сад из финиковых пальм, цитрусовых деревьев и винограда, который был особой гордостью отца Антонина.
Сестры подворья делают все, чтобы их соотечественники почувствовали себя здесь, как дома. На подворье красивый сад с множеством финиковых пальм. Уход за ними требует не только значительных усилий, но и немало воды, которая остается на востоке на вес золота. Как известно, по просьбе иерихонских жителей пророк Елисей изменил воды «из горьких и вредных в сладкия и безвредныя». С тех пор источник пророка Елисея – один из самых чистых, превращает Иерихон в прекрасный оазис среди Иудейской пустыни. По словам матушки Евфалии, сопровождавшей группу во время всей паломнической поездки, проблема с водой остается по- прежнему очень острой, поэтому матушки, которые проживают на подворье, решили повторить чудо пророка Елисея, но вода, которую им удалось поднять из скважины на поверхность, сильно пахла сероводородом и была непригодна для питья и полива.
В Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона высится гора, на склоне которой построен греческий православный монастырь. В память о событиях, описанных в Евангелии, и сам монастырь, и гора, на которой он расположен, носят название гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь.
Гора изрыта пещерами, одна из которых на половине горы считается местом пребывания Господа. Преп. Харитон, после основания Лавры в Фаре, посетил эту гору и здесь также устроил общежительный монастырь.
В пещере Спасителя была создана церковь, а кельи, помимо пещер, лепились к отвесной скале, вися над бездной, куда низвергся Сатана после неудавшегося искушения Господа. Этот монастырь, неоднократно восстановленный после различных разрушений, существует и сейчас, принадлежит грекам и, несмотря на трудный подъем по горе, непрерывно посещается паломниками всех национальностей. Там подвизаются игумен и 2 монаха. На самой вершине горы, где искуситель показал Господу «все царства вселенной во мгновение времени», также стоял в древности храм. Сейчас там можно видеть только алтарную абсиду посреди каменной ограды.
Путь к месту на берегу реки Иордан, в водах которого Иоанн Предтеча совершил Крещение Христа, сопряжен со многими опасностями – эта территория заминирована и тщательно охраняется. Со стороны Иудейской пустыни израильской армией, со стороны Иордана, местной. Всякая попытка при погружении в воды Иордана перейти установленную границу, может привести к плачевным результатам – израильские пограничники стреляют без предупреждения.
К счастью, все обошлось без эксцессов.
Владыка совершил молебен на освящение воды, паломники погрузились в Иордан, трижды, осеняя себя крестным знамением, а затем, набрав мутной с желтизной иорданской воды в бутылочки, которая в день Богоявления становится чистой как слеза, отправились в монастырь святого преподобного Герасима Иорданского, который является одним из древнейших и строгих монастырей в Иудейской пустыне.
В жизнеописаниях великих монахов и святых Кирилла Скифопольского, составленных примерно в 559 году, содержится наиболее полная информация о жизни в монастырях, дошедшая до нас с тех времен. Так там описывается житие и подвиги иноков лавры преподобного Герасима: “Вступившие в монашество жили (сначала) в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие; а те, которые приучили себя к частым и продолжительным трудам и достигли некоторых степеней совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях. Отшельники так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего, кроме одежды, не имели даже другой одежды. Постель их была не что иное, как рогожа. В келье находился еще сосудец с водою, которая служила и для питья и для смачивания пальмовых прутьев. Когда они выходили из кельи, то не затворяли ее, чтобы, кто пожелает, может войти в келью и взять, что нужно из маловажных вещей, там находившихся: так они мало привязаны были к мирским вещам. Не дозволялось никому в келье разводить огонь и вкушать вареное. Когда некоторые из пустынников пришли однажды к преподобному Герасиму просить позволения разводить в кельях огонь, греть воду, есть вареное и читать при светильнике, то великий старец сказал им в ответ: “если вы хотите так жить, то вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но в продолжение всей жизни моей никак не позволю, чтобы это было у пустынников”. Жители Иерихона, услышав, что жизнь старцев у аввы Герасима так строга и безотрадна, поставили себе за правило в субботу и воскресный день приходить к ним и приносить им какое-либо утешение. Многие из подвижников, узнав, что жители Иерихона приходят к ним с таким намерением, бегали и уклонялись от них.
В 1185 году монастырь посетил греческий паломник Иоанн Фока, который в своем описании рассказывает такую историю: «В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, – в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу.»Современные здания монастыря были построены в конце XIX века при содействии Русской Духовной Миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI век) и на руинах церкви XII века монастыря Каламон. Внешне монастырь св. Герасима похож на крепость-замок, укрепленный контрфорсами. К монастырским зданиям примыкает просторный двор, в котором спокойно и уютно среди растительности.
С дороги монастырь выглядит как оазис среди пустыни. На территории монастыря неоднократно встречаем изображение льва — героя притчи о Герасиме Иорданском. Слева от главного входа в монастырь расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой по преданию останавливалось святое семейство. В часовне сохранились фрагменты старинных росписей. Трудно представить, что находишься внутри пещеры – стены и потолок отштукатурены, сглажены и выкрашены, как в обычных наземных храмах. Справа от входа находится престол св. Герасима. Над ним находится престол в честь святого Евфимия. В часовне также находится престол св.Зосимы и Марии Египетской.
На втором этаже находится еще один храм. Купол и убранство, включая иконы, относятся к концу XIX века. От византийского храма сохранилась древняя мозаика, находится она слева от входа. А в центральной части зала привлекает внимание удивительная мозаика с изображением трехмерных фигур. К середине ХХ века монастырь пришёл в запустение. Его возрождение началось лишь в 70-е годы с приходом в эти земли монаха Хрисостомоса. Под его руководством монастырь ожил, в обитель стали приезжать паломники.
Св. Герасим был родом из Каппадокии. На путь монашеского служения Богу он встал, будучи еще юношей. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания.
Хорошо известен замечательный эпизод из жития св. Герасима. Однажды подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого.
Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. По преданию, св. Герасим был похоронен около монастыря, но точное место его захоронения неизвестно.
Приложившись к святым мощам, группа вернулась в Вифлеем.
Иерихон
«Самый древний город в мире» — сообщает надпись при въезде в Иерихон. Иерихон упоминается в Ветхом завете. Это был первый город, взятый израильтянами при вступлении в Землю Обетованную. Перед взятием Иерихона впервые прозвучали слова «Святая Земля». Священное Писание повествует о том, как войско израильского вождя Иисуса Навина осадило Иерихон, и Господь им возвестил: «Обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами, весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания…». Самое поразительное, что во время раскопок 1930-1936 годов было сделано открытие, согласно которому «не остается никаких сомнений, что стены города упали в направлении наружу, а не вовнутрь, как это обычно бывает при захвате города».
В городе и его окрестностях проповедовали пророки Илья, Елисей и Иоанн Предтеча. По просьбе иерихонских жителей пророк Елисей изменил воды «из горьких и вредных в сладкия и безвредныя». И до сих пор источник пророка Елисея – один из самых чистых, превращает Иерихон в прекрасный оазис среди Иудейской пустыни.
Знаменит Иерихон и происшедшими здесь евангельскими событиями. Иерихон и окрестности вокруг него имеют особое значение — здесь пролегает дорога из Галлилеи в Иерусалим, по которой много раз проходил Христос. Во время Своего прохождения через этот город Господь даровал прозрение двум слепцам. Далее повествует Евангелие от Луки (19.1-5): «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Иисус, когда увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме…».
Впервые Иерихон в русской паломнической традиции упомянут игуменом Даниилом в 12 веке: «В Иерихоне ныне же ту есть село срациньское. И ту есть дом Закхеев, и пень древа того и до ныне стоит нань же бяше взлезл, хотя видети Христоса».
В XIX веке все русские паломники по пути к Иордану, Мертвому морю, Горе Искушений непременно посещали Иерихон. На остатках древнего Иерихона бывали обыкновенно становища богомольцев, многими тысячами странствующих под прикрытием стражи на Иордан.
Именно здесь легендарный русский архимандрит Антонин купил участок, на котором разбил фруктовый сад, через 7 лет в 1874 году построил странноприимный дом для русских паломников, который был единственным европейским жилищем. Именно здесь, гласит предание, находился дом мытаря Закхея, где преподобный Савва Освященный в VI веке построил паломнический приют. О своем же приюте о. Антонин писал в дневнике: «В передний путь ночевали там целою тысячей человек, занявши оба этажа дома, весь сад и палисадник». В мае 1881 года в «антониновском» приюте в Иерихоне останавливались с ночёвкой и августейшие паломники – великие князья Сергий и Павел Александровичи и их кузен, великий князь Константин. Дом стал принимать тысячи простых богомольцев, петербургскую и зарубежную знать.
Отец Антонин в ходе археологических раскопок обнаружил монолит древнего происхождения, 6 камней с живописными изображениями святых, гранитный розовый камень и фрагменты колонн и мозаики. Найденные археологические ценности указывали на прямую связь с евангельскими событиями. Поэтому приют для паломников был назван именем евангельского Закхея мытаря, который впоследствии стал св. апостолом.
Позднее найдено мозаичное надгробие основателя древнего храма — блаженного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую часовню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Часовню над мозаичным надгробием построили между 1904 и 1912 годами. Сегодня на месте часовни стоит храм во имя святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. В настоящее время в храме Иоанна Предтечи ведется реставрация.
В доме Закхея на русском подворье, как и сотни лет назад, по сложившейся традиции продолжают радушно принимать дорогих гостей – паломников из России. Взору путников предстает двухэтажный красивый дом, внутри которого кельи для гостей, залы, библиотека и огромная гостиная, где угощают ароматным чаем и фруктами из собственного сада, а с балкона открывается вид на Гору Искушений. Очарователен дивный сад из финиковых пальм, цитрусовых деревьев и винограда, который был особой гордостью отца Антонина.
Сестры подворья делают все, чтобы их соотечественники почувствовали себя здесь, как дома.
Вифавара (Ин. I:28) – местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города (дом переправы). В означенной местности, по ту сторону Иордана, проповедовал и крестил Иоанн Креститель; здесь также, как полагают, израильтяне перешли Иордан во главе с Иисусом Навином. Она лежала на расстоянии 30 англ. миль на с.-в. от Иерусалима, и, вероятно, в ней находился город Беф-Вара, упоминаемый в кн. Судей (VII, 24).
Монастырь Герасима Иорданского
Одним из самых древних и строгих монастырей в Иудейской пустыне является основанный в 455 г. монастырь Святого Герасима Иорданского. Расположен монастырь в нескольких километрах от реки Иордан и от древнейшего города Иерихон.
Наиболее подробное описания жития монастыря мы можем встретить в книге Сергея Баландина «Пятое Евангелие».
В жизнеописаниях великих монахов и святых Кирилла Скифопольского, составленных примерно в 559 году, содержится наиболее полная информация о жизни в монастырях, дошедшая до нас с тех времен. Так там описывается житие и подвиги иноков лавры преподобного Герасима: “Вступившие в монашество жили (сначала) в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие; а те, которые приучили себя к частым и продолжительным трудам и достигли некоторых степеней совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях. Отшельники так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего, кроме одежды, не имели даже другой одежды. Постель их была не что иное, как рогожа. В келье находился еще сосудец с водою, которая служила и для питья и для смачивания пальмовых прутьев. Когда они выходили из кельи, то не затворяли ее, чтобы, кто пожелает, может войти в келью и взять, что нужно из маловажных вещей, там находившихся: так они мало привязаны были к мирским вещам. Не дозволялось никому в келье разводить огонь и вкушать вареное. Когда некоторые из пустынников пришли однажды к преподобному Герасиму просить позволения разводить в кельях огонь, греть воду, есть вареное и читать при светильнике, то великий старец сказал им в ответ: “если вы хотите так жить, то вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но в продолжение всей жизни моей никак не позволю, чтобы это было у пустынников”. Жители Иерихона, услышав, что жизнь старцев у аввы Герасима так строга и безотрадна, поставили себе за правило в субботу и воскресный день приходить к ним и приносить им какое-либо утешение. Многие из подвижников, узнав, что жители Иерихона приходят к ним с таким намерением, бегали и уклонялись от них.
В 1185 году монастырь посетил греческий паломник Иоанн Фока, который в своем описании рассказывает такую историю: “В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, – в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу.»
Современные здания монастыря были построены в конце XIX века при содействии Русской Духовной Миссии на древних фундаментах монастыря византийского периода (VI век) и на руинах церкви XII века монастыря Каламон.
Внешне монастырь св. Герасима похож на крепость-замок, укрепленный контрфорсами. К монастырским зданиям примыкает просторный двор, в котором спокойно и уютно среди растительности. С дороги монастырь выглядит как оазис среди пустыни.
На территории монастыря неоднократно встречаем изображение льва — героя притчи о Герасиме Иорданском.
Слева от главного входа в монастырь расположена старинная часовня, находящаяся в пещере, в которой по преданию останавливалось святое семейство. В часовне сохранились фрагменты старинных росписей. Трудно представить, что находишься внутри пещеры – стены и потолок отштукатурены, сглажены и выкрашены, как в обычных наземных храмах. Справа от входа находится престол св. Герасима. Над ним находится престол в честь святого Евфимия. В часовне также находится престол св.Зосимы и Марии Египетской.
На втором этаже находится еще один храм. Купол и убранство, включая иконы, относятся к концу XIX века.
От византийского храма сохранилась древняя мозаика, находится она слева от входа. А в центральной части зала привлекает внимание удивительная мозаика с изображением трехмерных фигур.
К середине ХХ века монастырь пришёл в запустение. Его возрождение началось лишь в 70-е годы с приходом в эти земли монаха Хрисостомоса. Под его руководством монастырь ожил, в обитель стали приезжать паломники.
Св. Герасим был родом из Каппадокии. На путь монашеского служения Богу он встал, будучи еще юношей. Он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, а затем пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания.
Хорошо известен замечательный эпизод из жития св. Герасима. Однажды подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле старца и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. По преданию, св. Герасим был похоронен около монастыря, но точное место его захоронения неизвестно.
Православная церковь чтит память святого Герасима Иорданского 4 марта (17 марта по новому стилю).