«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?»
«Может показаться странным, но именно в сегодняшний день, когда мы вспоминаем святых страстотерпцев, – сказал Его Высокопреосвященство, – эти слова апостола Павла звучат как никогда обнадёживающе и оптимистично. Трудно поверить, но даже это чудовищное преступление, эта ужасная трагедия содействуют нашему благу. Что же произошло тогда, и почему память о тех далёких событиях так важна для нас? Николай II, император всероссийский, властитель одной из самых крупнейших империй мира, отрекается от престола и предается своими же подданными. На православной земле при молчаливом попустительстве православного люда убивают Помазанника Божьего и его семью. Кто-то считает, что это было обыкновенное политическое убийство, а раз так, то канонизировать их нельзя, а значит, и мучениками они не были. Но так ли это на самом деле? Как известно, первыми святыми на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, хотя их убийство не было прямо связано с их верой. И когда сегодня мы вспоминаем и молимся о святых Царственных страстотерпцах, мы молимся, не потому что они были членами царской семьи, а потому что ни страх смерти, ни страдания, не смогли поколебать их веры. За то, что перед лицом смерти они не стали унижаться и просить пощады, за то, что они, глядя в лицо своим убийцам, не разуверились, а наоборот, укрепились в вере в Бога и в Его милость. Вот почему так важно за молитвой о святой Царской семье, помнить обо всём этом. Помнить не только причины их гибели, но и те невиданные страдания, которые пришлось пережить душам совсем еще юных детей императора, когда они уже поняли, что смерть неизбежна и им придется разделить трагическую участь своих родителей.
Сегодня наша душа скорбит о них. И эта скорбь делает нас другими, она содействует нашему благу. Сколько сегодня нам приходится терпеть всяких невзгод, сколько проблем житейских отравляют нам жизнь? Скольких они делают несчастными, сколько впадает в отчаяние, сколько ропщет и осуждает всех и вся? А много ли тех, кто обращается к Богу, кто просит Его о помощи? Ведь не сказал же апостол, что только верующему человеку будет хорошо, он сказал, что всё, что происходит с человеком в этой жизни, идёт ему на пользу. Если посмотреть с духовной стороны, то все грехи, которые нас терзают, способны принести нам пользу, если, конечно, они ведут к покаянию. Через осознание своей греховности, когда человек видит грех в себе, он начинает каяться, он начинает очищать свою душу, чтоб принять в неё Бога».
Владыка призвал всегда задумываться над каждой нашей скорбью, над каждым нашим душевным терзанием.
«Если мы поймем, что же хочет от нас Господь, то посылаемые Им испытания, принесут нам большую пользу. Они помогут нам ощутить любовь Божью. Нас избрал Христос, мы пришли к Нему на встречу, мы стоим сегодня в храме. Разве это не есть свидетельством нашей избранности, нашего желания напитаться Божественной благодатью? Насколько это важно и бесценно для нас, особенно сегодня, когда отголоски того страшного времени, того кровавого беззакония, той июльской ночи, звучат до сих пор. Когда человека без суда и следствия могут назвать врагом и начать его преследовать, объясняя это высшими идеалами свободы и демократии. Мы прославляем Николая II не за его правление, а за его праведную жизнь, за его мученичество. Миллионы православных христиан Российской империи отреклись от веры и стали участниками преступления, социальной революции, которая стала, по сути, стремлением освободиться от священного, а, в конечном счете, от правды и справедливости. Все это делается с одной сатанинской целью – не допустить восстановления разорванных и разрушенных православных традиций, многовекового православного уклада жизни. Современные власть предержащие не хотят учиться у истории, продолжая потворствовать человеческим страстям, играя на человеческих слабостях, желая одного – уничтожить всё, что угодно Богу. Нас сегодня немного в храме, но мы молимся, чтобы Господь вразумил каждого из нас и тех, кто пытается сегодня гнать нашу Матерь-Церковь. Молимся, чтобы человек наконец-то осознал, что он рожден для радости жизни и счастья. Но не только для счастья земного, а прежде всего для счастья вечного в райских царских обителях. Но Царство Небесное нужно заслужить, нужно потрудиться ради него, а если потребуется, то и пострадать. Вот почему мы чтим память царственных страстотерпцев, вот почему мы не хотим быть сторонними наблюдателями, молча взирающими на происходящее в нашей стране, не хотим, чтобы в нашей Церкви появлялись новые святые, ставшие жертвами политических амбиций и вседозволенности».