«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью»
По словам Его Высокопреосвященства для лучшего понимания этих слов апостола Павла следует обращаться к поучениям святых отцов.
«Чтобы наша любовь была непритворна, мы должны сначала узнать, какая же любовь притворна», – советуют нам святые отцы. Человек, который говорит, что любит Бога, но не исполняет Его заповеди. Разве он любит? Не есть ли это лицемерие? «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Разве не этому нас учит Господь? Человек говорит, что любит Бога, но при этом ненавидит ближнего своего. Есть ли это истинная любовь к Богу? А когда человек говорит, что любит всех, – и Бога, и людей. Но стоит только задеть его, как он тут же покажет и своё истинное лицо и свою «истинную любовь» ко всему человечеству. Да, это горько, но именно в такие моменты начинаешь по-настоящему верить человеку и понимать, что значат слова: «Даже если Ты, Господи, отвращаешь Своё лицо от нас, на нас все-таки запечатлелся свет лица Твоего…»
В продолжение проповеди владыка обратил внимание на слова святителя Иоанна Златоуста о душевных качествах человека, проявляющего настоящую любовь.
« Когда отдаешь деньги – и не жалеешь об этом. Когда помогаешь в поте лица своего и не жалеешь ни об одной капле своего пота. А только радуешься, что смог хоть кому-то быть полезным. Вот это и есть искренняя любовь. Подобно тому, как дряхлеют и атрофируются мышцы человека, если они не выполняют своих функций, так же происходит и с нашей душой, если она не выполняет своего предназначения. А наша душа рождена для того, чтобы любить. Любить Своего Создателя и доказывать Ему свою любовь делами милосердия и добра. Вот почему у апостола сразу после слов о настоящей любви идёт призыв «прилепляться к добру и отвращаться зла». Человек должен быть носителем добра, а не зла. Единственное отрицательное состояние, которое дал нам Господь – это ненависть ко злу. Мы должны ненавидеть всякое проявление зла – в любой форме. Даже если нам кажется, что это зло во благо и нам, и нашему ближнему.
Мы должны ненавидеть всякий грех. Как человек, находящийся возле очага зловония, всегда будет стараться убежать подальше, так и мы должны избегать всякого греха. Настоящий христианин тот, кто ненавидит грех и является носителем света для этого мира. Кто показывает остальным пример добродетельной жизни. Кто день за днём искореняет из себя зло, становясь чище, нравственнее, добродетельнее. Да, это трудно. Но всё это в наших силах. Ибо всё для этого нам дал Господь. Он дал нам Церковь, где происходят таинства, участвуя в которых мы получаем Божественную благодать. Получаем дар небесного происхождения, который приходит от Бога и не заслужен нами. Здесь мы получаем ту духовную силу, без которой невозможно восстановить разорванную связь с Богом. И именно из-за этого враг рода человеческого восстает на нашу Церковь. Он не хочет восстановления этой связи. Не хочет, чтобы существовал союз человека и Бога, который делает нас сильными и независимыми от искушений дьявольских и всякого греха».