Обратившись со словами архипастырского напутствия, Его Высокопреосвященство особо отметил исключительную важность свидетельства единства во Христе в современных условиях.
«Главой нашей Церкви является Христос, а мы Его члены. И есть только одна возможность засвидетельствовать наше единство со Христом, нашу причастность к Церкви Христовой, – это наше участие в таинстве Евхаристии, в таинстве Причастия. Только этим мы можем свидетельствовать этому миру о своей причастности ко Христу, о том, что мы становимся Его частью. А когда человек отказывается от Причастия, что с ним происходит? Он тем самым игнорирует это единство, он попросту его избегает. Этот человек отпадает от Церкви. Не Церковь от него, а именно он от Церкви. И это отпадение ведет к Богооставленности такого человека. И было бы большим заблуждением думать, будто бы это Господь отказывается, а не сам человек и его горделивое ego. А раз в душе человека уже нет Бога, то это место занимает дьявол. И тогда по наущению дьявольскому он начинает возбуждать среду своего обитания, и это возбуждение увлекает всех как в адскую воронку. В жизни таких людей нет никакой красоты и нет никакой гармонии, потому что в ней нет Христа. Только Христос является для нас гармонией. Стоит только посмотреть вокруг. Кто скажет, что в природе есть что-то лишнее или что-то уродливое? Вы скажите, а как же быть с рудиментарными органами, например, такими как аппендицит. Но и это еще до конца не изучено. Нередки случаи, когда отсутствие этого органа приводит к серьезным осложнениям.
Наш нынешний мир лежит во зле и погибает от грехов. Но мы-то продолжаем жить. Где же те праведники, ради которых Господь сохраняет все человечество? «Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой», – читаем мы в притчах Соломоновых. Значит, есть те, кто уклоняется от зла и идет путем правды. Но, как и нам научиться не делать зла ближнему и беречь свою душу, когда вокруг злоба и ненависть, ропот и недовольство? Мы знаем, что зло – это отсутствие добра. Если в нашей душе найдется хотя бы малая толика добра среди множества пороков, Господь помилует нас. Как этого добиться? Как отыскать в себе эту частичку добродетели? Если человек за время Великого поста стал скромнее в еде, в одежде, сдержаннее в словах, изменились его гастрономические вкусы, стал ли он от этого добродетельнее? Вряд ли. Добродетель умножается не этим. А тем, что человек перестает распространять ложь, клевету, не раздражается и не осуждает, а совершает дела милосердия, то есть всеми силами своей души уклоняется от зла. Все что мы делаем, мы должны делать только с любовью. Без любви любое внешнее дело никому не послужит на пользу. Но дело, которое делается по любви, даже если оно будет малым и невидимым, принесет много плодов. Бог взирает не на то, сколько кто делает, а на то, из чего это делается. Много делает лишь тот, кто делает все по добру и любви. В ком любовь истинная и совершенная, тот ни в чем не ищет своего, но всего только к славе Божией. Никому не завидует, потому что не любит никакого личного удовольствия и ищет не в себе радости, а в Боге. Мы знаем, что чаша терпения Божьего не бездонна. А раз так, то мы должны помнить, что именно из-за нашей жестокости и злобы, из-за нашего греха, она может переполнится. К пониманию этого готовит нас Великий пост. Он готовит нас к размышлению над каждым нашим поступком, над каждым нашим словом, произнесенным, а еще более непроизнесенным.
В этом состоит стяжание нашей мудрости, которая помогает отвращать от нас гнев Божий. Умножением наших добродетелей, нашей мудрости, основанной на страхе Божьем, мы укрепляемся в нашем благочестии и свидетельствуем этому миру о нашем нерушимом единстве и нашей негасимой любви к Матери-Церкви».