Подвиг святых, память которых мы почитаем, по словам Его Высокопреосвященства, служит для верующего человека источником духовных сил и утешения.
«Нарушив заповедь Божью, Адам и Ева, а вместе с ними и весь род человеческий не только лишились бессмертия, но и обрекли себя на многие страдания. Отныне земная жизнь не просто скоротечна, она наполнилась скорбями и лишениями. А всё из-за того, что человек добровольно лишил себя источника вечной жизни – Бога. И вот теперь он мучается, ищет этот источник, стремится найти к нему дорожку, в том числе с помощью угодников Божьих, подвиг которых является источником духовных сил и утешения для любой страждущей души. Только прежде следует всесторонне его осмыслить, увидеть в нём христианский смысл, которым должна быть наполнена вся наша жизнь, особенно сейчас, когда в ней так много примеров малодушия. Прошлый век вошёл в историю человечества не только кровавыми революциями, войнами, гонениями на Церковь Христову, но и беспримерным мужеством Её верных чад. Их подвиг наравне с подвигом апостолов и мучеников первых веков, является для нас примером стойкости, мужества и преданности Христу. Не могли они, будучи православными христианами, не только по званию, но, что самое главное, – по духу, стоять в стороне, когда безбожная государственная власть глумится над Христом и Его Церковью, когда извращается Евангелие и слышатся призывы переписать Священное Писание. Слова Спасителя «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» были восприняты ими как призыв взять на себя Его крест и последовать вместе с Ним на Голгофу».
Жизнь митрополита Крутицкого, увенчанная пролитием мученической крови за Христа, как сказал владыка, является подтверждением того, что подвиг исповедничества – это всегда подвиг святости.
«На долю этого выдающегося человека выпали серьёзные испытания, которые даже представить себе трудно. Он согласился стать у руля Церкви в то время, когда все вокруг рушилось. Когда на него постоянно давили как со стороны спецслужб, так и со стороны архиереев. От него требовали одного – пойти на уступки властям, но он оставался верен себе и Церкви, терпеливо перенося все страдания. Сегодня история повторяется. Но было бы неверно видеть жертв гонений и репрессий со стороны власти лишь в судьбе исповедников веры. Дело в том, что гражданская история и история церковная всегда переплетается. Одно без другого не существует. Одна история для другой является либо следствием, либо причиной. Но первопричина общеизвестна – утрата человеком любви к своему Творцу. Бог создал человека для вечного блаженства. Сделал всё для того, чтобы человек наслаждался жизнью, но сам человек отворачивается от Бога и пренебрегает Его заповедями. А если человек не хочет жить вместе с Богом, выход для него остаётся только один – в смерти и небытии».