«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство: «Невозможно себе даже представить ту радость, которая охватила исцеленных. Чтобы понять их, нужно сначала самому заболеть проказой, а потом, спустя годы невыносимых мучений, избавиться от них, когда тело больного просто разваливается на части, издавая при этом ужасное зловоние и причиняя нестерпимую боль. И вот, после избавления от своих мучений, лишь один из десяти приходит и благодарит Иисуса. А как же остальные, почему они не испытали чувства благодарности? Видимо, для того, чтобы и дальше оставаться со своим горем, но уже будучи исцеленными. Болезнь их ничему не научила. Святые отцы учат нас тому, что неблагодарный человек не может быть счастливым. Но как благодарность может быть связана со счастьем, спросите вы. Очень просто. Существует круговорот добра. И благодарность – это возвращение добра. Каким образом? Добру все равно, в какой форме она выражается: в словесной ли, материальной ли, денежной или вещевой. Таким образом, добро нас связывает и дает возможность получить счастье, то есть стать частью милости, которую творит Господь, стать частью Бога. Разве это не счастье – чувствовать себя частью Бога? Почему же мы остаемся неблагодарны друг другу и Богу? И почему оказались неблагодарны Христу те девять прокаженных, которых Он исцелил? У них появилось здоровье. Теперь, будучи здоровыми, они смогут приобрести все то, о чем раньше они могли только мечтать. Но лишь один с верой подошел к Спасителю и поблагодарил Его. Из этой евангельской истории можно почерпнуть много уроков. Но главный – это благодарение. Как часто мы учим своих детей, чтобы они говорили нам «спасибо», то есть учились нас благодарить. Как нам хочется, чтобы наши дети были благодарны нам. А благодарить Бога? Кто-то, возможно, подумает, что те девять прокаженных поступили правильно. За что благодарить Бога, если болезнь и здоровье от Него? Сам дал. Сам забрал. Сам вернул. А мы должны еще благодарить за эти болезненные эксперименты над нами? Конечно, должны. Ведь все это не ради Бога, а ради нас самих. Ради нашей души, которая научится быть благодарной. Как не печально, но болезни нам посылаются Богом для нашего отрезвления. Чтобы мы наконец-то поняли, что не все в этом мире зависит от нас, от наших желаний. Благодарить Бога за все есть один из главных приоритетов любого христианина. Ведь если мы будем уметь благодарить Бога, а на первом месте у нас будет стоять слово Божье, а не наше собственное ego, то наша жизнь от этого будет гармоничной и полной радости. Мы знаем, что любое физическое заболевание является проявлением духовных заболеваний. Чем объяснить язвы на теле человека? Это язвы на нашей душе, вызванные нашими грехами и страстями. И если на физическом уровне эти язвы не источают зловония, то на духовном, наши души смердят. Как с этим бороться? Где получить от этого очищение? Ответ прост – идти ко Христу. Идти и очищаться в таинстве Исповеди, а в таинстве Причастия соединиться с Самим Богом. А затем, получив исцеление, не забыть поблагодарить Бога за все. И Бог всегда будет рядом, и всегда поможет, и Его милость будет щедрой и своевременной».