Всё в мире Божьем, как сказал Его Высокопреосвященство, сотворено по закону любви.
«Но, когда человек ввергает свою душу в грехи, он лишает себя любви Божьей. Только Господь не хочет лишать нас любви и даёт нам время на исправление, на избавление от грехов. Сейчас не только природа просыпается от зимней спячки, но и наша душа во время Великого поста хочет стряхнуть с себя духовную вялость и дряблость. Хотя дряблость скорее свойственна нашему телу. Таким оно становится, когда в него проникает грех. Бог создал человека триединым, состоящим из духа, души и тела. Но после грехопадения тело превратилось в плоть. И таковым его сделал дьявол, которому удалость соблазнить Еву. Но ведь Адама никто не соблазнял. Ева ему предложила вкусить запретный плод, а он согласился. Ева согрешила под воздействием сладких речей дьявола, но Адам сделал свой выбор самостоятельно».
Владыка также напомнил о том, что самостоятельный выбор сделал не только Адам, но и его сыновья – Каин и Авель.
«Авель захотел быть с Богом. Для этого он приносил Ему в дар самых лучших животных. А Каин приносил свою жертву формально, не от чистого сердца. Что в конечном итоге привело сначала к зависти, а потом к убийству брата. В каждом человеке живет как Каин, так и Авель. Только один остаётся верен Богу, а другой предает Его и становится убийцей. Во время Великого поста преподобный Андрей Критский призывает нас сравнить себя с Авелем. Призывает каждого заглянуть в свою душу. И если мы увидим там Каина, то начать борьбу с ним. Но не для того, чтобы убить его, а для того, чтобы исправиться, для того, чтобы он не убил нашу душу. Для того, чтобы плоть не убила нашу душу».
В заключение архипастырь пожелал сохранять всё то, что удалость создать за время Великого поста.
«Если человек за время Великого поста стал скромнее в еде, в одежде, сдержаннее в словах, изменились его гастрономические вкусы, стал ли он от этого ближе к Богу? Стал ли добродетельнее? Вряд ли. Добродетель создается не этим, а тем, что человек перестает распространять ложь, клевету, не раздражается и не осуждает. Тем, что совершает дела милосердия, то есть всеми силами своей души уклоняется от зла. Все что мы делаем, мы должны делать только с любовью. Без любви любое внешнее дело никому не послужит на пользу. Но дело, которое делается по любви, даже если оно будет малым и невидимым, принесет много плодов. Бог взирает не на то, сколько кто делает, а на то, из чего это делается. Много делает лишь тот, кто делает все по добру и любви. В ком любовь истинная и совершенная, тот ни в чем не ищет своего, но всего только к славе Божией. Никому не завидует, потому что не любит никакого личного удовольствия и ищет не в себе радости, а в Боге. Мы знаем, что чаша терпения Божьего не бездонна. А раз так, то мы должны бояться, что именно из-за нашей жестокости и злобы, из-за нашего греха, она переполнится. К пониманию этого готовит нас Великий пост. Он готовит нас к размышлению над каждым нашим поступком, над каждым нашим словом, произнесенным, а еще более непроизнесенным».