Обратившись затем к пастве, Его Высокопреосвященство обратил внимание верующих на огромное значение каждого слова Божьего для всего человечества как в прошлом, так и в настоящем и будущем.
«Каждое слово, исходящее из уст Божьих, имеет для нас непреходящее значение, – сказал митрополит.– В отличие от наших повседневных слов, смысл которых за многие годы извращен настолько, что его порой уже трудно постичь, смысл слов Божьих, остается незамутненным и нетронутым паутиной времени. Древние считали, что для того, чтобы вернуть народ из эпохи нищеты и насилия, необходимо вернуться к истокам, вернуться к порядку, установленному на небесах, когда каждая вещь занимала отведенное ей место, а также «исправить имена», то есть вернуть словам их утраченный или сознательно извращенный первоначальный смысл. Каждый день ли мы открываем и читаем Священное Писание? А тем более размышляем над прочитанным? Так неужели в нем за эти века появились новые слова, или их наделили каким-то новым современным смыслом? Конечно же, нет. А смысл слов остается прежним. Да он и не может измениться, потому что бессилен разум человеческий изменить то, что ему не принадлежит. Смысл слов Божьих в отличие от слов «бытовых» устремлен к небесам, а не направлен на решение временных земных проблем. Нужно только не просто их читать, но и размышлять над каждым словом. Необходимо заставлять свою душу рассуждать. Рассуждение, как писал преподобный Иоанн Лествичник, есть истинное познание. Рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Наша цель – спасение нашей бессмертной души. А это не простое дело, оно требует от нас нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. И разве можно в деле очищения от грехов, искоренения пороков и страстей, восстановления нас в образе Божьем, обойтись без благодатной силы Священного Писания».
Затем Его Высокопреосвященство добавил, что мало быть на богослужении, мало просто выйти из храма окрыленным после всего услышанного и увиденного, нужно развивать свою память, чтобы это как можно дольше запечатлеть в своей душе.
«Чтобы вернуть земле порядок, установленный на небесах, вернуть повседневный смысл словам, необходимо иметь своего рода иммунитет от опасной заразы «новоязов». Но как этого добиться? Многие из нас знают, что такое гнойник. Он может долго мучить человека, но стоит его вскрыть, так тут же становится легче. Но мало, чтобы вышел гной. После этого врач, сделавший вскрытие, не отпустит сразу домой, он сделает перевязку и будет следить за состоянием. Температурой – и так далее, опасаясь рецидивов, то есть повторения заболевания. И человек будет добровольно приходить на перевязки, понимая, что это ему только на пользу. Так и выходя их храма. Да, мы излили Богу свою боль, вскрыли нарыв, но наложили ли мы лекарство, наложили ли повязку? Ведь не сделай мы этого, не сохрани в душе смысл слов Божьих, услышанных в храме, не проведи над ними соответствующую работу рассуждений, рецидив неизбежен. Только в храме мы понимаем насколько необходима нам сила Божьей благодати. Только тогда нам легче противостоять всем искушениям и соблазнам этого мира, если наше сердце наполнено этой благодатью».
Сегодня мы слышим о том, что Христос вошел через закрытые двери. Это двери нашего сердца, нашей души. Наша душа была закрыта до прихода в мир Христа. Душа этого мира закрыта для Спасителя, – если у него вообще есть душа. Он больше заботится от том, чтобы хорошо есть, хорошо пить и спать, хорошо выглядеть и иметь материальные блага.
Да, в материальных благах нет ничего плохого, человек должен жить хорошо. Но нельзя превращать это в цель и смысл своего существования. Стоит ли удивляться, что слова и понятия этого мира далеки от их истинного смыла, раз они служат не сердцу, а желудку. Слово есть единица речи, которое служит для выражения того или иного понятия и напрямую зависит от наших знаний о предмете. Кто лучше Бога знает человека? Это скорее вопрос риторический. Незнание человеком самого себя, своей души, автоматически приводит к тому, что используются изначально неправильные слова и понятия. Человек становится незнакомой вещью, терра инкогнита. Узнать же себя, свою душу, найти нужные знания можно только с помощью Божьей. Как говорится, что человеку невозможно, Богу все возможно. Человеку же достаточно одного – открыть двери своего сердца, открыть свою душу для Христа и пойти путем, который ведет вверх, к небу…»
Поздравив всех с воскресным днем, владыка пожелал укреплять не только свою душу, но и свой ум, чтобы ему было подвластно рассуждение над словом Божьим.
«Слабость всякого человеческого ума кроется в безверии. У нас же с вами есть вера, а значит, и есть возможность иметь крепкий ум. Господь наделил нас силой Духа Святого, сделал нас вместилищем, сосудом благодати. Мы рождены, чтобы содержать в себе Бога. Вот почему многие наши знания, материальный достаток, слова и понятия, многие наши земные достижения не могут нас удовлетворить, потому что в них нет Бога. Бог всегда стучится в наше сердце. Нам же остается только одно – или впустить Его и тогда все изменится к лучшему, или прогнать. Божье слово неподвластно никакому времени, не зависит ни от политического, общественного или иного от государственного устройства. Есть только наше к нему отношение. Слово Божье – источник вечного света. Человек же сам решает жить ему в свете или блуждать во тьме».