Неправомерное вмешательство Константинопольского патриархата в религиозную ситуацию в Украине, следствием чего стала прямая легализация некоторых раскольнических структур, открыло новую страницу в истории гонений на Православную Церковь. В очередной раз мы становимся свидетелями изгнания верующих из их храмов, преследования священнослужителей, разворачивания иных всевозможных нападок и атак на тех, кто не желает предавать веру своих дедов-прадедов.
Отдельной строкой в этой кампании проходит откалывание приходов УПЦ в пользу т.н. «ПЦУ» — фантомной организации, которая существует только на словах, а не в юридическом поле. Соответствующую волну пытаются запустить по всей Украине. Для этого используют любые методы и любые подходы. В ход идет как кнут в виде использования грубой силы, давления и откровенного обмана, так и пряник, завернутый в обертку заманчивых материальных посулов и псевдопатриотической риторики.
К сожалению, докатилась эта волна и до Запорожского края. Так многие источники неправдивой информации раструбили, что один из бывших клириков нашей епархии, Игорь Савва, принял решение оставить свою Мать-Церковь.
Этот шаг нельзя назвать спонтанным, поскольку данная позиция формировалась на протяжении длительного времени. Однако мы не оставляли надежд, что ситуацию можно исправить, что живительная связь с Церковью, которая как любящая Мать в свое время приняла в объятия нового священнослужителя, поможет превозмочь земные искушения и ослепление политическими идеалами. Даже когда все зашло слишком далеко, мы руководствовались истиной Евангелия: «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. (Лк 13:6–9)».
Так вышло, что нам не пришлось идти на крайние меры. Человек «срубил» себя сам в начале 2017 году, подвергнув этой участи и тех, кто последовал за ним. Иначе назвать это трудно, поскольку, как известно, «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 18). Он решил отвергнуть руку любящей Матери, ради объятий ставшего идеологически близким «киевского патриархата». Но эта близость уж очень быстро выветрилась, судя по тому, что выше упомянутый человек вскоре оставил гражданина Давыденко, уйдя «на свои хлеба», в поисках «близких по духу» «в стране далече». Этот путь привел его в ново созданную религиозную химеру под вывеской «ПЦУ-СЦУ», которая громко приняла нового адепта. Такие «духовные скитания» человека свидетельствуют лишь об одном – о поврежденности его души духом злобы поднебесной, который будет терзать её пока не уничтожит.
Переходя от частного к общему и наблюдая за тем, как создается новая структура в церковной обвертке, возникает вопрос: разве можно построить истинную Церковь на лжи, манипуляциях, лицемерии и насилии? Думаю, что для каждого ответ очевиден.
При этом для того, чтобы сделать определенные выводы, много не нужно. Стоит всего лишь почитать новости из регионов, где пытаются организовать «переходы» храмов УПЦ в новую религиозную организацию.
Вот только несколько примеров.
«В селе Ворсовка Житомирской области выселяют из сторожки протоиерея Василия Симчука, настоятеля Свято-Николаевского храма, для «заселения настоятеля религиозной организации с. Ворсовка Житомирской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата». Заявление, в котором члены «УПЦ КП» требуют от священнослужителя канонической Церкви освободить помещение до 26 января 2019 года, опубликовал на своей странице в Facebook глава Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов.
«Все что надо знать о «КП» под брендом «ПЦУ»! – почеркнул глава юротдела. – Рейдеры из «Киевского Патриархата» села Ворсовка, на Житомирщине, хотят выселить отца Василия, настоятеля храма, из помещения! Поистине христианский поступок, зимой, в мороз и на улицу!».
«В селе Писаревка Винницкой области среди десятка-полутора сторонников ПЦУ были и довольно агрессивные – один даже попытался затеять драку. Мужчина схватил за бороду пожилого о. Василия Сонина, настоятеля храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Виннице. Протоиерей Василий Сонин написал заявление в полицию о совершенных в отношении него противоправных действиях, составлен протокол».
«В селе Поховка Богородчанского района Ивано-Франковской области чиновники помогли сторонникам ПЦУ захватить Благовещенский храм Украинской Православной Церкви. Захватчики проникли в помещение ночью, взломав замки, сообщает сайт Ивано-Франковской епархии».
«Православные верующие Черниговской области обратились к главе Борзнянской РГА с просьбой вернуть им храм УПЦ в с. Оленовка, отобранный накануне сторонниками ПЦУ при участии активистов из радикальной группировки С14».
«19 января, начиная с 7 утра, возле храма Рождества Иоанна Предтечи УПЦ, в котором собираются прихожане – жители двух соседних волынских сел Броница и Крымно, опять дежурила полиция. Группа сторонников «перехода» в ПЦУ требовала у настоятеля впустить их в храм вместе с представителем Киевского патриархата.
После многочисленных дискуссий сторонники ПЦУ пытались опять прорваться в храм. Столкновений удалось избежать благодаря тому, что происходящее фиксировалось на видео, в том числе, представителями правоохранительных органов».
На фоне всех этих сообщений особенно показательными выглядят слова главы т.н. «ПЦУ»: «Мы видим совершенно мирный процесс присоединения приходов к новой Церкви, и мы приложим все усилия, чтобы продолжать в том же духе». Уверен, что это заявление можно оставить без комментариев, поскольку оценку ему дают слезы и боль тех людей, которых преследуют за верность своей Церкви.
Возвращаясь же к решению бывшего клирика нашей епархии, который оставил не только УПЦ, но и «кп», побывал в «свободном плавании», извращая устои Православной Церкви, а сейчас решил перейти в новую религиозную структуру, вновь подчеркнем – Истина не приемлет лжи, насилия и обмана. Нельзя построить прочный дом на песке манипуляций, нападок и вражды к кому-либо. Если человек не задумается то, рано или поздно духовная буря поглотит его и похоронит под обломками всех его обитателей.
В этой связи всем нам нужно еще раз вспомнить о той огромной ответственности, которую несет пастырь перед своими овцами. Ведь от его решений зависит многое. Не только собственная судьба, но и спасение вверенных ему Богом людей, их участь в вечности.
«… а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф., 18: 6-7).
МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ