Предваряя тренинг, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что путь к сердцу человека лежит через искреннюю заинтересованность в его проблемах, в умении общаться с ним.
«Принято считать, что священник, – это лишь проповедник. А это значит, что монолог для него более привычная форма общения. Но священник – это, прежде всего, слуга Божий. А Бог сегодня требует от нас новых форм служения. Мы должны не просто воспитывать и просвещать людей словом Божьим. Необходимо иметь с ними обратную связь. И чем надежнее эта связь, чем доверительнее отношения между священником и общиной, – тем сплоченнее сама община. А добиться этого без постоянного диалога – невозможно. Люди сегодня ждут от нас именно этого. Они устали от диктата со стороны средств массовой информации. У многих от этого психозы и чувство тревоги. Настоящий священник сегодня тот, кто находит нужные слова, кто поддерживает и утешает. Кто проявляет к человеческой судьбе искренний интерес. Кто может удержать человека от падения в бездну, не давая ему отчаиваться. Кто помогает противостоять многочисленным соблазнам, которых так много в нашей жизни. Ведь враг рода человеческого и его верные клевреты сегодня активны как никогда. И главное их оружие – ложь, замаскированная под правду. И наш священный долг – научить рассматривать «такую правду» с точки зрения Евангелия. Вот для чего так важно научиться искусству общения с нашей паствой без «фокусов языка», к которым прибегает отец лжи».
Затем методист епархии, кандидат педагогических наук Светлана Борхович, познакомила священников с личным опытом организации обратной связи, а также с типами вопросов и способами их использования.
«Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться, – сказала она, – ключ к любому человеку. Независимо от того, кто перед вами – взрослый или ребёнок. Но прежде чем начать общение, необходимо расположить человека к себе. А для этого нужно знать, какие вопросы задаются в том или ином случае. Искусство диалога строится на шести типах вопросов: простых, уточняющих, интерпретационных, или объясняющих, творческих, оценочных и практических.
Простые вопросы – это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть Вы, говорите, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, Вы сказали о…?». Цель этих вопросов – уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Интерпретационные, или объясняющие вопросы начинаются, как правило, со слова «почему?». При решении проблем они могут вдохновить на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию, выяснить непонятные причины действий и поступков людей. Например: «Почему Вы решили обратиться именно ко мне, а не к профессиональному психологу?» Творческие – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы можно задать их себе, когда требуются новые идеи, или время, чтобы всё обдумать. Оценочные вопросы помогут дать предельно точную оценку проблеме, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора вариантов решения проблемы. Например: «Почему разумнее поступить так-то и так-то». Практические вопросы устанавливают взаимосвязь между словами и делами. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности проблемы, как бы рассмотреть её со стороны: «Если бы я был на Вашем месте, я бы предпринял то-то и то-то».
Затем, с целью закрепления полученных знаний на практике, священники разделились на группы, и потренировалась на примере конкретных ситуаций из жизни.