Благоверный князь Олег, как и его отец князь Роман Михайлович, был воинственным, отважным и смелым, бесстрашно сражался с литовцами, защищая родную землю. Это удивительный святой, князь-воин, князь-подвижник, князь-молитвенник! Имея глубокую пламенную веру, он, оставив княжение, принимает монашеский сан и основывает Петро-Павловский монастырь. В те времена быть настоятелем обители означало не только управлять ею, но и активно проповедовать, нести миссионерское служение, ибо некоторые древние племена еще сохраняли язычество. И святой Олег, вооружившись духовным мечом – словом Божьим, нес непросвещенным свет Христовой истины, и как мудрый правитель понимал, что только христианство может объединить страну.
«Кто в наше время готов отказаться от власти, славы, богатств и посвятить свою жизнь служению Богу, – обратился Его Высокопреосвященство к своей пастве. — Таких примеров в наше время, пожалуй, и не найдешь. Кто-то скажет, что сейчас другие времена. Но ведь, если вера наша остается прежней и «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», как говорит апостол Павел, и заповеди Христовы не теряют своей силы, то что мешает человеку последовать примеру благоверного князя Олега Брянского и стать слугой, а не господином? В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос на просьбу матери сынов Заведеевых выделить её детей, оказать им наибольшее почтение, посадив их рядом, отвечает, что «кто хочет между вами быть первым, да будет вам раб».
Сам Иисус Христос – Господь над всеми, Творец Вселенной, Единородный Божий Сын приходит на землю не с целью, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить. Главной и единственной целью Христа было желание послужить людям и отдать за них Свою жизнь. Он не для того пришел, чтобы служили Ему, чтобы требовать к Себе особого отношения, уважения, восхищения, или шумного одобрения. Он даже после совершенных чудесных исцелений просил людей не рассказывать о том, кто их исцелил. А кто может из нас сказать, что является слугой своему ближнему. Мы настолько высоко себя ценим, что всех остальных считаем ниже себя, и служить им считаем ниже собственного достоинства. А где критерии? Кто оценил наше достоинство? Мы сами и оценили, а значит, оценка эта субъективна. Объективным же критерием в нашей жизни должно быть не собственное ego, а Слово Божье. Можно перечитать всю духовную литературу, но если в сердце нет любви, то весь этот труд напрасный. Вот когда мы станем жить по заповеди любви, подражая Христу, то поступки, подобные тем, что совершил благоверный князь Олег Брянский, не станут для нас чем-то из ряда вон выходящим, исключительным, а самым что ни на есть обычным делом. Князь Олег оставляет всякое земное попечение и облекается в ризы монашеские ради любви и молитвы. Причем молится он не только о православных христианах, но и о язычниках. Он отказывается от своих прав господина, чтобы стать слугой Богу. Им двигала любовь к Богу, а значит, и любовь к ближнему своему. Он старался угодить Богу. Если человек будет видеть в ближнем образ Божий, желать угодить Богу, а не своему самолюбию, сможет полюбить ближнего, как самого себя, то ему легко будет смириться и стать ему слугой. Не превозноситься, всеми способами доказывая собственное превосходство, а наоборот, служить ближнему, став ему слугой, являя тем самым пример беззаветного служения Богу. И тогда, утверждаясь в добродетели смирения, отсекая собственную волю и подчиняясь воле Божьей, ступень за ступенью поднимаясь по лестнице духовного совершенства, мы сможем повторить подвиг благоверного князя и других угодников Божьих».
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ