«Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним».
Объясняя духовный смысл сегодняшнего Священного Писания, Его Высокопреосвященство обратил внимание свой паствы на часто допускаемую ошибку при чтении и осмыслении данного евангельского фрагмента.
«Соединение двух евангельских образов «сети» и «ловцы человеков» в сознании некоторых невнимательных верующих может вызвать ложные ассоциации, – говорит владыка. — Этот образ действительно весьма противоречивый, тем более, что сети в нашем сознании всегда ассоциировались с орудием насилия и погибели, а в наше время и вообще считаются браконьерским способом ловли. Говоря о том, что Петр и сыновья Заведеевы могут стать ловцами человеков, Христос, конечно же, не имел в виду, что они в буквальном смысле будут забрасывать невод и вылавливать людей. Главное орудие учеников Христовых – это проповедь учения Христа, которое трудно назвать сетями,так как сети улавливают всё, что в них попадает, без всякого разбора. Христианское же учение постигается людьми добровольно и только теми из них, кто духовно созрел для этого. Во избежание ошибок в будущем, правильно делать акцент не на орудиях ловли, а на самих ловцах. Ведь именно апостолы, как ловцы человеков, привлекали христианской проповедью внимание людей, стремящихся жить по заповедям Божьи, становились для них пастырями, ведя их ко спасению в Царство Небесное. Слово Божье, которое они несли, становилось для человека спасением, а не погибелью. Если кто и мечтает о погибели и используется для этого все средства, так это враг рода человеческого. В изобретательности, в придумывании всевозможных уловок, приманок, тенетов и капканов ему нет равных. Свои сети он расставляет повсюду. В них попадают, в них запутываются, в них погибают. И одной из самых распространенных уловок, которые предлагает нам дьявол, является наше самооправдание. Мы готовы оправдать все свои грехи, вместо того, чтобы в них покаяться и победить их. И не осознаем, что таким образом становимся его легкой добычей, его уловом. Сегодня, когда мы вспоминаем преподобного Сергия Радонежского, который жил много лет назад, но слова его духовного завещания, которое он оставил своим ученикам, не потерялись во времени, не утратили своего значения и для нас: « Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Преподобный имел и чистоту душевную, и любовь к Богу, которая была для него неразрывна с любовью к ближнему. Мир, в котором мы живем, далеко не идеален, в нем мало любви и еще меньше чистоты сердечной, и он никогда не будет таким, как мы хотим, потому что враг рода человеческого всегда желает одного – нашей погибели. Но человек, тем не менее, не должен становиться его легкой добычей и никогда не станет, если будет осторожен в словах, мыслях и поступках. Не будет стараться их оправдать собственным малодушием, а будет жить по слову Божьему, оценивать происходящее с позиции Евангелия и вечности. Сделать это, конечно же, трудно, но возможно, поскольку то, что невозможно человеку, Богу – возможно. «Идите за Мною, — сказал Христос рыбакам из Капернаума. «Идите за Мною»! Этот духовный призыв звучит теперь и для нас. Но мало сказать: «Я иду за Христом». Идти за Христом значит быть готовым не только разделять духовные достижения, но и быть готовым взойти с Ним на Голгофу и испить чашу Его страданий до конца, как это сделали простые рыбаки, Которых Христос сделал прежде ловцами душ человеческих».
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ