Сегодняшний праздник, по словам Правящего архиерея, позволяет не только мысленно вернуться к тем далёким событиям, положившим начало великой радости для всего человечества, но и увидеть в них пример искреннего смирения, сердечной частоты и простоты.
«Современный человек в смирении видит проявление слабости. Таковым его сделал этот безумный мир, стремящийся лишить душу этой добродетели, этого поистине божественного качества. Мы знаем, что Христос не только учил смирению, но и смирял Себя. Тот, кто смиряется, или живёт в смирении, имеет в своей душе мир и покой. Не случайно Отцы Церкви учат нас тому, что если в человеке есть дар смиренномудрия, то враг рода человеческого ничего с ним не сможет сделать. К тому же без смирения невозможно постичь тайну Боговоплощения. Не способен горделивый ум ни познать, ни понять Христа. Как это Всемогущий Бог смиряется перед предателем и убийцей? И где же тогда Его всемогущество? Как можно верить в то, что Он способен защитить и спасти всё человечество, если Он себя не может спасти? Понять Христа и ответить на все эти вопросы может только тот, кто постиг тайну Боговоплощения и имеет дар смиренномудрия».
Только верующий человек, как заметил Его Высокопреосвященство, знает, какие великие блага даёт Бог тем, кто смиряется.
«Как известно, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». А ведь благодать – это та Божественная сила, которая позволяет человеку уверенно и с достоинством идти по этому земному пути. Без этой силы невозможно представить нашей борьбы с грехами и страстями. Благодать врачует наши немощи, и в первую очередь – болезни нашей души. Где нет смирения – там нет благодати. А где нет благодати – там нет жизни, там нет спасения. «Радуйся, Благодатная, Господь с тобой?» – звучит радостный ангельский глас, обращённый к Деве Марии. А ведь он может быть обращён и к каждому из нас, если, конечно, мы захотим этого».
Смирение, как сказал в заключение владыка, приобретается только опытным путем.
«За один день человек не может стать смиренным. Это требует не только времени и сил, но и ежедневной изнурительной работы над собой. Святые отцы учат начать с того, чтобы не огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по этому поводу означает, что в нас ещё есть тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несёт смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений. В молитве Ефрема Сирина мы просили Бога дать нам дух целомудрия и смиренномудрия наравне с терпением и любовью. Будем же стремиться к смирению и любви, несмотря на то, что все вокруг кричат об обратном – гордись, превозносись, унижай, оскорбляй, презирай! Кто обладает смирением, тот подражает Самому Христу и Матери Божьей. Такой человек становится благодатным, способным не только обезопасить себя от искушений дьявольских и пагубного воздействия греха, но и помочь ближнему спастись».