Обратившись затем с проповедью, Его Высокопреосвященство призвал задуматься о цели, которую ставит перед собой каждый читающий Евангелие.
«Сегодняшнее Евангелие от Матфея повествует о том, как одни апостолы, увидев Христа, поклонились Ему, а другие усомнились. То есть не стали Ему кланяться. Поклон, как известно, во все времена являлся знаком уважения. Кто-то может сказать, что это всего лишь одна из форм приветствия, предусмотренная правилами этикета. Другие скажут, что так поступает раб или слуга перед своим господином. Но вряд ли ученики Христа чувствовали себя рабами или слугами Того, Кому они поверили. С Кем столько времени делили хлеб и кров. Да, Христа называют Начальником жизни. Но Он не был для них начальником в привычном смысле этого слова. Христос здесь выступает не как царь и не как начальник, а началом жизни без греха. И, тем не менее, они Ему кланяются. Они попросту не могли не поклониться Тому, Кто дал им жизнь вечную. Но тогда почему кланяются не все? Кланяются лишь те ученики, кто уже осознал, что даёт им Христос. Благодаря Ему они получили бесценный Божий дар – жизнь вечную. И началась она для них ещё на земле. С того момента, как они решили связать свою жизнь со Христом. Отныне каждый, кто поверит в Христа, будет иметь жизнь вечную, потому что Он Своим Воскресением победил смерть. Каждый человек, решивший последовать за Христом, имеет возможность возвеличиться до положения Бога. Весь род человеческий Его Воскресением получает величие и возможность обОжиться».
При этом, как заметил владыка, по-прежнему немало тех, кто сомневается, раздумывает: кланяться или не кланяться Христу?
«Современный человек до сих пор не понял, что в отношениях с Богом главным является любовь. Поклонение Христу не унижает человеческого достоинства, как кто-то всё ещё думает. Это мы своими грехами можем унизить Его любовь к нам. Можем оскорбить Его. Причем происходит это каждый день и каждым человеком в отдельности. Лично каждый из нас, вольно или невольно, своими пороками унижает любовь Божью. Но способно ли сомнение унизить любовь Божью? Что если человек считает себя не достойным даже близко подойти к Богу? Такой человек скорее сомневается в себе, а не в любви Божьей. Святые апостолы-евангелисты имели перед собой одну цель – поведать миру о своём Божественном Учителе. Но хочет ли мир слышать Благую весть о Христе? В чём сомневается сегодня православный человек, слышащий слово Божье? Сомневается он в себе или в любви Божьей к нему? Конечно, сомнение в себе, неуверенность в себе – это естественные проявления нашей человеческой природы. Сомнение в своих силах и способностях говорит о том, что человек может анализировать и объективно смотреть на многие вещи. Видеть в происходящем как положительные, так и отрицательные моменты. Отличать добро от зала и не принимать всё услышанное на веру. Но для этого нам нужен эталон, то, с чем мы должны всё сравнивать. И этим эталоном для нас является наша Матерь-Церковь. Священное Писание, жизнь святых угодников Божьих. Священное Предание и основные положения христианского учения. Это всё то, с чем мы должны сравнивать свою жизнь. И стремиться к тому, чтобы она соответствовала всему этому. И тогда мы действительно будем поклоняться Богу, не унижая Его любовь к нам своими грехами».