Сегодня вновь, как говорит Его Высокопреосвященство, Господь обращается к нам, с одной единственной просьбой – дать Ему наше сердце.
«Но не то сердце, которое наполнено злобой и ненавистью, а сердце, в котором живет любовь. Сердце, которое является чистейшим сосудом, вместилищем благодати Божьей. Сердце, которое лишено всякой скверны и всякого греха. Имеем ли мы такое сердце? Мы можем сказать, что у нас нет такого сердца. Еще бы, ведь мы живем в обществе, которое злое, и люди, которые нас окружают, тоже злые. И все это понуждает нас к тому, чтобы и мы становились злыми. А чем нынешнее общество отличается от общества, в котором жили апостолы? Те же человеческие жертвы, те же наказания, та же злоба и та же ненависть. Все то же самое – ничего не поменялось. И Христос не поменялся – Он во все времена один и тот же. Не меняется наша с вами душа. Одинаковое устройство души и свойства души. Единственное, что нас отличает, это наша с вами воля. Воля – следовать за Господом, или воля оставить Его и жить по своей плоти. Но кто в этом виноват: Бог или человек? Это тот выбор, который человек делает с каждым своим вздохом: согрешить или не согрешить? Да, тяжело перенести физические страдания, да, тяжело избавиться от того, что приходилось делать очень долго. Взгляните, как обычно человек поступает, прежде чем съесть яблоко, огурчик или помидорчик? Он их вытирает или моет. Для чего? Он не хочет заразиться или отравиться. А Царствие Небесное? Неужели в него можно войти грязным, пораженным грехом? Грешный человек вообще не способен находиться в Царствии Божьем, для него это станет мукой вечной. Даже в разделении мест пребывания для грешников и праведников есть проявление человеколюбия Божьего. А если вспомнить «Собачье сердце» Булгакова. Насколько тяжело было Полиграф Полиграфовичу находиться в обществе доктора Преображенского. Он имел такие же руки и ноги, что и все, что-то читал, что-то понимал. Ему было тяжело не потому, что доктор был умнее, а потому, что у него была другая природа внутреннего устройства. Он на многие вещи смотрел своими, отличными от других людей, глазами. То, что для умных, образованных, интеллигентных людей было обычным и нормальным, для Шарикова было неприемлемым. И самое страшное, что такие люди убеждены в своей правоте, поэтому никого не слушают и не хотят развиваться ни духовно, ни нравственно. Что ждет таких людей в будущем, легко предположить».
По мнению Запорожского митрополита, общее богослужение, общая молитва как раз и должны стать началом духовной жизни для современного человека.
«Почему это так важно для нас? Когда Господь просит наше сердце, Он понимает, что если мы согласимся отдать Ему наше сердце, мы уже на правильном пути. Господь принимает любой наш подарок. Для Него бесконечно дорого и драгоценно каждое движение нашего сердца к Нему, каждый акт любви и отдачи, каждый поступок, мысль или слово, в которых проявилась любовь. Для Него это бесценно. Часто приходится слышать, особенно сейчас, что в храм ходить необязательно, что общая молитва не нужна. Мол, Бог итак в душе каждого. Но так ли это на самом деле? Не является ли это случаем самообольщение и самообмана? Вот почему мы должны сегодня проповедовать этому миру слово Божье. Мы должны сами жить духовной жизнью, чтобы увлекать своим примером других. Ведь что такое духовность сегодня. Это не просто слово. Духовность сегодня – этот условие выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
Господь, словно слуга, предстоит перед каждым из нас как единственным: «Се, стою у двери и стучу» . И какое горе для Него, когда дверь не открывается. Он готов стоять у этой двери всю вечность. «Если бы на свете жил только один человек, то и ради него Господь сошел бы, воплотился и принял Крест и смерть». Подходит к каждому человеку с нежной любовью: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». Не следует идеализировать нашу жизнь, но и рисовать её одними мрачными красками, тоже не стоит. И если мы, несмотря на многие ошибки, допущенные в прошлом, на наши сомнения и самообольщения, будем готовы отдать Богу свое сердце, то Господь примет его, поскольку для Него оно во сто карат важнее и дороже всего на свете, дороже любых убеждений».
В заключение Владыка пожелал иметь дерзновение предлагать свое сердце Богу, очищая его от злобы и ненависти.
«Все мы разные, у каждого из нас свое место в этой жизни, каждый из нас отвечает за себя словом, делом, своими поступками, но нас всех объединяет любовь к Богу и общее желание проповедовать о Нем, неся слово Божье этому погибающему миру».