В каждом искушении, в каждом испытании, как сказал Его Высокопреосвященство, прежде всего, необходимо видеть Промысел Божий.
«Господь не просто так посылает нам испытания. Он понимает, что без веры в Его любовь, в Его милость, человеку будет в этой жизни очень худо. Дело в том, что наши отношения с Богом отчасти напоминают отношения людей между собой. Вера в другого человека, в его честное слово, в его порядочность, нам просто необходима. Любые отношения требуют веры, так как нам никогда в полной мере не узнать человека: его чувства, мысли, эмоции, переживания, настроения. А что же тогда говорить о Боге? Без веры Богопознание просто невозможно. По сути, каждому человеку, по словам апостола Павла, просто-таки необходимы «жало в плоть и ангел сатаны». Для того чтобы человек не превозносился, а верил и благодарил Бога за все Его милости. А иначе очень легко превратиться в самовлюбленного гордеца. А гордым, как известно, Бог противиться. Но кроме испытаний Богом нам посылаются также искушения. Многие думают, что искушения посылает дьявол. Но ведь и дьявол ничего не может сделать без попущения Божьего. Если взять любую жизненную ситуацию, то она сначала воспринимается как искушение, а потом уже, как испытание. Или наоборот. Везде, даже на бытовом уровне, проверяется наше доверие к Богу. И всё это делается с одной целью – удостовериться в том, что наша вера по-прежнему сильна, а также, для того, чтобы вернуть наши отношения с Богом на прежний уровень».
Любое жизненное испытание, по словам владыки, заставляет нас настроиться вести сердечный диалог с Богом, по-иному начать с Ним общаться.
«Пока у человека всё хорошо в жизни, у него одно общение с Богом. В каждой его фразе, в каждом слове, сквозит любовь к себе, а не к Богу. Исправить всё это без испытаний очень трудно. Без испытаний человек никогда не станет ценить то, что он имеет. И дорожить этим. Не случайно говорят, что имеем, не храним, потерявши – плачем. Да, были времена, когда Господь являл Себя более «очевидным» для людей образом. Да и в современной истории достаточно проявил Свою природу, чтобы человечество раз и навсегда поверило в Него. Однако проблема не в том, чтобы Бог как-то иначе начал открывать Себя и перестал нас испытывать, а в том, что грех, поселившийся в наших сердцах, упорно мешает нам Ему доверять. Человек постоянно восстаёт против Бога и жаждет подчинить Его себе, а не подчиняться. Подумать только, Всемогущий Бог вынужден проверять Своё любимое детище на преданность Ему. Вынужден доказывать человеку, что Он достоин его доверия. Мы часто оказываемся в ситуациях, когда нужно делать выбор. При этом никто и никогда заранее не знает, какой выбор правильный. Мы не знаем, в какую неизвестность при этом откроется дверь, и насколько изменится наша жизнь, станет ли она лучше или хуже. Господь же нам постоянно говорит, «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет». Человек, который откроет эту дверь, ни в чем и никогда не будет знать нужды. Вот почему нам нужна вера и надежда на милость Божью. Но эту милость ещё нужно заработать, заслужить. Наши сердца предназначены для того, чтобы там пребывала благодать, чтобы в них жил Господь. Но их прежде необходимо очистить. Если кто-то этого ещё не сделал, то нужно поспешить. Господь хочет иметь с нами самые близкие и доверительные отношения как здесь, на земле, так и в будущем, в Царствии Небесном. Наша вера в Него – это не набор знаний, не слепая уверенность в том, что Бог есть, что Он существует, а в том, чтобы жить, дышать и думать вместе с Богом. Это такие отношения, когда человек готов во всём положиться на волю Божью как в дни благоденствия, так и в дни испытаний».