«Через таинство Крещения Господь возвращает нам наше человеческое достоинство, которое мы потеряли в наше первое рождение, – говорит Его Высокопреосвященство. – Смыв с души наши прежние грехи, Духом Святым мы возрождаемся к новой жизни. Господь дарует нам достоинство, которое превосходит даже ангельское. Наше достоинство в том, чтобы строить свою жизнь во Христе, чтобы наследовать Царствие Божие. Вот чем мы должны дорожить. Но дорожит ли человек этим достоинством, старается ли он потрудиться ради него? Ведь если ничего не делать, то сердце перестает быть местом для Господа. Мы видим как прекрасен мир, созданный Богом, но нигде кроме сердца Он не может найти для Себя места упокоения. Но опять же, только в том случае, если человек перестает противиться Богу и пускает Его в свое сердце. Душа такого человека способна благоухать, а сам он своей жизнью свидетельствовать о Христе. И вот сегодня апостол Павел как раз и говорит о том, как мы должны дорожить и хранить свое достоинство. На первом месте всегда должно быть стремление быть с Богом. А слова Христа о том, что прежде всего необходимо искать Царствия Божия, а все остальное приложится, – это не только указание на то, чего нужно искать в первую очередь, но и на то, при каком условии все остальное может приложиться. При этом под «всем остальным» нужно понимать не то, чего хотим мы, а то, что нам на самом деле нужно. А нужно нам прежде всего оставаться людьми, потому что это единственное, что от нас действительно зависит. Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал одному из братии, кто ждал пострига и рукоположения, замечательные слова: «Поверьте мне, и постричь вас могут, и рукоположить, и кем угодно вас могут сделать, только хорошим человеком вас никто никогда не сделает». Вот стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация. И более того, когда ты становишься хорошим человеком, ты становишься, как это ни странно, счастливым, невзирая на внешние обстоятельства. И тебя тогда не гнетет, что у кого-то есть то, чего у тебя нет, что кто-то преуспевает на работе и движется по карьерной лестнице, а ты не движешься».
Как сказал еще владыка, сохранение достоинства неразрывно связано с процессом нравственного и духовного совершенствования.
«Известно выражение, что нет предела совершенству. Только для одних совершенство заключается в натренированном теле с фигурными мышцами, а для других в научных званиях и степенях, в новых дипломах и новых знаниях. Все это – лишь ступени на пути к совершенству, если они не ведут к превращению «себя любимого» в кумира. Тогда все его знания и звания лишь повод для самолюбования. Если человек забывает кем и для чего он создан. Благодаря своим знаниям мы должны прославлять Бога. Если есть дар благовествовать, то пусть он приводит людей к Богу. Рассказывать, как этот мир управляется Богом. Если же нет такого дара, то своими делами, своим примером, своей жизнью. И всегда нужно оставаться начеку, чтобы враг рода человеческого не взращивал в нас гордыни. Взирая на тот мир, описанный в Евангелии, который окружал Христа Спасителя и Его учеников, мы видим, что он – такой же, как мир современный. В нем те же самые «ценности», в нем те же самые представления о том, что важно, то же стремление к власти, богатству и почестям. Господь же дает нам закон жизни, который переворачивает все эти представления, потому что Он говорит о том, что самое ценное заключается в сердце человека: «Царство Божие внутрь вас есть», и призывает искать именно его, указывая на него как на источник счастья. А еще Христос повелевает желающему быть первым стать последним, а желающему возвыситься – себя уничижить. То есть появляется некая совершенно обратная логика. И человек, который об этом рассуждает теоретически, не может этого постигнуть, а тот, кто встает на данный путь, понимает, о чем говорит Господь».
В заключение Его Высокопреосвященство пожелал воспитывать в себе чувство собственного достоинства.
«А самым действенным средством для этого является наше постоянное взирание на образ Христа и стремление учиться у Него жить так, чтобы сделать свою жизнь не только лишь человеческой, земной, но и небесной, Божественной».