Человек рожден духовно свободным, и над этой свободой не властен никто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угодно власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Свобода воли, духовная свобода являетсяодной из фундаментальных свойств человеческой природы и выражается во внутреннем самоопределении перед лицом добра и зла. Утрата этой свободы приводит к полной деградации личности.
«А главным же критерием её, — как сказал Его Высокопреосвященство, — может быть только наша любовь. Именно её отсутствие приводит к социальным и прочим потрясениям, к нестроениям как внутренним, так и внешним.
Ведь духовная свобода – это особая причастность христианина к Духу Святому. Отсутствие или подавление этой свободы приводит к тому, что человек просто не может занять правильную позицию, постоянно участвуя в противостоянии добра и зла. Церковь есть единство Святого Духа Пятидесятницы в тех христианах, которые в своей жизни осуществляют Евангелие и таким образом входят в единство Богочеловеческого Организма Христова . Степень этого единения, или членства в Церкви, естественно –тайна для внешнего взора, поскольку искренность веры и святость души неизмеримы мерками человеческими. Видимым выражением Церкви и всегда несовершенным в силу нашей греховности является община во главе с епископом (Поместная, Вселенская Церкви), имеющая единство веры, основ духовной жизни, управления и дисциплины. Членство в видимой Церкви уже не представляет тайны: все крещеные и канонически не исключенные из нее независимо, практически, от святости или греховности и даже порочности их жизни, принадлежат к этой церкви. Видимая Церковь является тем маточным раствором, в котором происходит процесс рождения, становления и спасения христианина в Теле Христовом.Для святого мученика Фалалея Эгейского, память которого мы сегодня вспоминаем, критерием духовной свободы, истинности его жизненного пути была любовь и верность Христу.Что же мешает нам, современным христианам, воспользоваться этим критерий? Ведь у нас есть все для этого. Есть Матерь Церковь, есть Евангелие, есть Святые Писания. Есть все, чтобы определить: правильно мы живем или нет? Но отчего-то человек не торопится воспользоваться тем уникальным даром, который у него уже есть, за ним не нужно идти за тридевять земель, не нужно проливать кровь в борьбе, достаточно только перешагнуть порог храма. За сотни лет в нем собрано, аккумулировано и хранится бесценное богатство, чтобы воспользоваться которым, нужно лишь воспользоваться той свободой, которую дает Господь. Церковь как незримое единство Духа Святого в тех, кто любит Христа, всегда свободна, ибо «где Дух Господень, там свобода». Она выше всех внешних свобод, прав и привилегий. Ей не страшны любые человеческие ограничения и притеснения, сами гонения служат ее большей славе. Таковой она была во время земной жизни Иисуса Христа и Его апостолов, она та же после Его Воскресения, Вознесения и до сего дня: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
«Сейчас много говорят о социальных правах и свободах. Но любое право может быть использовано не только в положительных целях, но и прямо противоположных личной и общественной пользе, например, информация и диффамация или проповедь мира, целомудрия и пропаганда насилия и разврата. Но ни одно из этих прав и свобод не затрагивает главного – духовной свободы христианина. Более того, современная катастрофическая моральная деградация человека в самых свободных, с гуманистической точки зрения, странах и очевидный упадок там духовности в христианских объединениях показывают, что внешние свободы без «удерживающего» не только не возвышают человека, но и часто служат одним из эффективных средств его духовного и нравственного разложения. Ищите Духа Святого, очищайте свое сердце любовью, и тогда вы будет по-настоящему духовно свободны»,– пожелал владыка.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви