«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?»
Сегодня, как сказал Его Высокопреосвященство в своей проповеди, мы вновь слышим эти дивные, сладчайшие и приятнейшие слова Господа о мире.
«Слово «мир» имеет несколько значений: мир как согласие, покой и мир, как совокупность творения Божия, по-гречески значит «космос». Нам сегодня важнее первое значение этого слова. Кто из нас не мечтает обрести это благое, духовно-нравственное состояние мира в душе, без которого ничто в нашей жизни не сможет утвердиться. Где нет мира, там нет ничего доброго, там лишь замешательство, беспокойство, ненависть и раздор. Мир – это драгоценнейший дар Божий для всего рода человеческого и основание его благополучия. Вот почему наша Церковь при всех своих молениях и действиях считает его не просто необходимым, а обязательным. Мы знаем, что Господь все нам дал для того, чтобы в нашей душе раз и навсегда воцарился мир, но человек как и много веков назад по-прежнему его ищет и не находит, обрекая себя на добровольные муки. Человек наделен свободной волей, а значит, сам волен выбирать как ему жить: страдать, не находя мира и покоя, но без Бога в душе, ставя свое личное выше, или жить с Богом в душе, а значит, в мире и согласии со всеми, кто рядом. Но для того, чтобы жить с Богом в душе нужно от многого отказаться, а человек на такое не способен, во всяком случае, сразу. Мы приближаемся к началу Великого поста, Церковь дает нам шанс заглянуть в свое сердце, и может, на этот раз удастся разглядеть там то, что лишает душу покоя. Проще всего начинать с того, что лежит на поверхности, не погружаясь глубоко. А что это может быть? Прежде всего это отсутствие любви между нами, православными людьми, теми, кто составляет общину, то есть живет «общими» интересами, кто един во Христе. Господь возвестил нам мир, который мы должны возвещать всем, кто рядом с нами. Возвещая мир, мы даже, видя греховного человека, будем относиться к нему с любовью, потому что увидим в нем образ Божий. Не будем его осуждать, а будем за него молиться. Ведь если мы станем его осуждать, то чем мы тогда будем отличаться от него. Мы тем самым будем разрушать храм нашей души, и никогда не найдем покоя. Без мира в душе невозможен и мир и вокруг нас, в человеческих отношениях, потому что он является их источником и основанием. Многих негативных социальных явлений можно было бы избежать, если бы человек прислушивался к голосу своей совести, если бы его страсти были усмирены. Недаром состояние, когда совесть нас ни в чем не упрекает, не мучит, апостол Павел называл миром Божьим, «который превыше всякого ума». В такие моменты человек спокоен и радостен миром Божьим и никакие мирские выгоды и увеселения не могут доставить такого спокойствия духу, а только один Бог. Он чувствует сладость этого Божественного мира в сердце, но разумом своим объять, и тем более словом выразить, не может. Он благодушен и радостен. В счастье не возвеличивается, в несчастье не ослабевает, смерти не боится, ибо он примирен с Богом. Суда Его ожидает без страха, ибо чувствует в себе благоволение Божие. Мир – это сладчайшее состояние души единого свойства и существа с райскими небесными утешениями, ибо является их началом и предвкушением. Я желаю всем нам такого состояния. Будем же вместе, чтобы побороть всякое несогласие, раздор и ненависть как исходящие не от Бога, а от врага рода человеческого. Сохраним между собою драгоценный мир, чтобы иметь возможность приносить в мире святое возношение. И Бог тогда всегда будет с нами».