Четвертая часть покаянного канона содержит, как было сказано в проповеди Его Высокопреосвященства, больше всего слов о любви, о любви Божьей к роду человеческому.
«Но наряду со словами о любви звучат и постоянные призывы, обращенные к нашей душе, чтобы она не забывала обращаться к Богу, – говорит владыка. — К этому призывает нас преподобный и к этому каждый из нас должен призывать свою душу. Дело в том, что наши души прибывают в постоянной лености. Ничего не поделаешь, так было попущено Богом. Человеку свойственно очень быстро расслабляться, стоит ему только потерять над собой контроль. Стоит ли удивляться, что после этого следует и уныние, и праздность, словом все то, что может предложить нам дьявол. Такого расслабленного человека можно сравнить с куском теста, которое долго лежит на столе и начинает терять свою форму, расползается в разные стороны. Но человек вовсе не кусок теста, которое приобретает нужную форму благодаря рукам заботливой хозяйки, нужной кухонной утвари и определенному температурному режиму. Бог дал нам волю и возможность быть похожими на Него. Бог хочет, чтобы мы стремились приобрести правильную форму. Для этого нам дается Церковь, где силой Божественной благодати над человеком совершается великое чудо – он преображается, становится ближе и телом и душой к своей первозданной форме. Но можно ли говорить, что благодать действует на человека так же, как и температура на тесто? Если в Божественной благодати видеть только свет и тепло, то чем она тогда будет отличаться от куска угля или других источников энергии? Дело в том, что температуру и свет мы чувствуем и осязаем, не прилагая к этому никаких усилий, – они могут действовать на нас помимо нашей воли, а вот действие благодати на нас не будет проявляться без нашей воли, без наших чистых помыслом и чувств. Бог наделил нас свободной волей. От нас зависит, будем мы изменяться или нет. Сейчас время поста – время покаяния, само слово «покаяние» с греческого языка переводится как изменение. Если мы хотим войти в Царствие Божье, мы станем меняться. Как огонь подает свет и тепло, так и Божия благодать просвещает и согревает верные Богу души. Свет веры и тепло любви – вот что дарует душе благодать Духа Святого. И этот дар по сей день действует в Церкви. Если мы хотим в Царствие Небесное, мы должны заглянуть вглубь своей души и очиститься силой благодати. Но для этого мало прийти в храм, мало создать для своей души благоприятные условия, – все это не гарантирует нам спасения.
Сегодня, слушая покаянный канон святого преподобного Андрея Критского, мы вновь слышим призывы к любви и вновь убеждаемся в безграничной любви Божьей к нам. Чтобы быть достойными этой любви каждый из нас, вся полнота нашей Церковь, каждый её член должен желать и стремиться в своих повседневных делах, мыслях и намерениях к этой любви, при этом благодарно принимая всё то, что Бог посылает».