В начале своей проповеди Его Высокопреосвященство призвал задуматься о той исключительной и спасительной роли, которую в жизни каждого человека играет чувство благодарности.
«Сколько людей этим воскресным утром проснулись и увидели свет? – миллиарды. А сколько из них пришло в храм, чтобы возблагодарить Бога за это? Хорошие родители с детства воспитывают своих детей быть благодарными бабушкам и дедушкам за подарки. Воспитателям и учителям за знания. А многие ли учат быть благодарными Богу? А ведь ребёнок должен знать, что именно благодаря Богу есть и бабушки с дедушками, мамы с папами и даже он сам. Не говоря уже о подарках. Сегодняшняя евангельская притча, звучащая на богослужении, тоже о чувстве благодарности. Десять человек излечились от проказы, но лишь один из них пришел и поблагодарил Христа. И дело здесь вовсе не в происхождении, и даже не в национальности. Тем более что этим одним исцелившемся был самаритянин. Евангелист не уточняет, кем были остальные прокажённые. Но скорее всего это были иудеи, кичившиеся, как правило, своей ученостью, воспитанием и исключительным положением среди других народов, отвергаемых и унижаемых ими. Дело в том, с каким сердцем мы воспринимаем всё, что нам даёт Господь. Есть ли в нас чувство благодарности? Иудеи восприняли своё исцеление как данность. А чем еще должен заниматься Бог, как не дарить нам здоровье, богатство, славу и почет? Самарянин же думал совсем по-другому. И Христос хочет от нас совсем другого. Он хочет видеть нас иными, изменившимися, ставшими лучше, чем мы зачастую бываем в те моменты, когда обращаемся к Нему. Он хочет, чтобы наши сердца были наполнены не надменностью и высокомерием, а верой, любовью и благодарностью. Причем благодарностью за всё, что мы имеем, но почему-то мало ценим, или вовсе не ценим. Мы попросту забыли, что человек, испытывающий чувство благодарности, способен видеть мир иным. Он видит те позитивные стороны нашей жизни, которые другие не замечают по известным уже причинам. Он воспринимает жизнь по-иному, потому что ценит и ощущает её не так, как все. Бог стучится в наши сердца, призывает к покаянию. А человек лишь требует, а значит, никогда не сможет найти выхода из того тупика, в который он сам себя загнал. Благодарность – это то особое, исключительное чувство, которое способно разогнать страх, отчаяние и тревогу. И дать самой тщетной, робкой и призрачной надежде шанс на осуществление».
Поздравляя с праздником, владыка пожелал брать пример со святых, воспитывать в себе чувство благодарности и регулярно выражать его.
«Если бы, преодолевая диавольский мрак неверия и отчаяния, все потекли бы в храмы Божии показаться священникам, тогда уже по дороге совершилось бы чудо: все бы изменилось на нашей земле, как непрестанно говорит об этом преподобный Силуан Афонский. Встанем же и мы на молитву. И тогда этот мир пусть не сразу, но постепенно будет меняться к лучшему, и мы вместе с ним. А начинать нужно с воспитания чувства благодарности Богу. Господь всегда с нами и всегда готов прийти на помощь. В этом мы вновь убеждаемся на примере сегодняшней притчи. Каждый из пораженных страшным и неизлечимым до сих пор недугом получил исцеление. Получил то, что хотел. Но только один подошёл к Христу и возблагодарил Его. Каждый из нас идёт своим путем. Только одни идут с верой и упованием на Бога, а другие с уверенностью в своих силах. Но стоит силам закончиться, или измениться жизненным обстоятельствам, появляются отчаяние и недовольство жизнью. Если же человек оставит свою гордыню и обратится к Богу со всей искренностью, на которую только способна его душа, то он сразу почувствует присутствие Божье. И Господь будет оставаться с ним до тех пор, пока будет сохраняться желание человека быть с Богом. Пока он будет хранить в своём сердце чувство благодарности ко всему, что даёт Господь. Будем же и мы воспитывать в себе чувство благодарности и регулярно выражать его Богу за все Его благодеяния и благословения. Только так мы будем становиться счастливее и сильнее духовно. Пусть же Господь по молитвам преподобного Саввы помогает нам в этом и даёт силы молиться за тех, кто сбился со спасительного пути. Кто поражен грехом гордыни и не хочет жить с Богом, предпочитая жить по своим страстям».