Своей проповедью Его Высокопреосвященство указал на важность восприятия Иоанна Крестителя не только как пророка, апостола, друга Христа, но и как человека удивительной скромности.
«Когда Иоанн говорит о Христе «Ему должно расти, а мне умаляться», тем самым он признается, что какое бы высокое место он не занимал, самое высокое место принадлежит Иисусу. При этом поражает его необыкновенная скромность. Ведь было же совершенно очевидно, что люди, которые еще вчера ходили за ним толпой, сегодня покидают его и уходят к Христу. Он понимал, что утренняя звезда меркнет, а Солнце Правды достигает своего зенита. Он исполнил свою главную роль – быть предтечей Мессии. А дальше он был готов исполнить всё, что будет предназначено ему Богом. А много ли в нашей жизни примеров такой скромности? Современный человек настолько самолюбив, что, даже прекрасно сознавая, что и эта должность, и это звание ему не соответствуют, – в силу отсутствия каких-либо способностей и талантов, – всё равно будет держаться до последнего. Как часто люди по причине своего нарциссизма отводят для себя роль вершителей судеб, ищут для себя великих дел, поэтому меленькие делать уже некому. А ведь у Бога все служения равны. Любое дело, выполненное для Бога, уже потому великое дело».
По словам владыки, скромность как добродетель, как личностная характеристика, позволяющая человеку направлять творческую энергию в нужное русло, нынче уже не в чести.
«Из-за отсутствия скромности в современном человеке, он ни к чему не стремится, не хочет ни образовываться, ни самосовершенствоваться, потому что живет одним днём, а точнее сказать одним мгновением. К этому их подталкивает общество потреблениями с его лозунгом «бери от жизни всё и сразу». Таких людей не волнует ни их душа, ни её спасение. Но волнует нас, нашу Церковь, которая всегда выступала и выступает против темных сил зла. Тема сопротивления злу является одной из самых главных в жизни христианина. Он становится оружием света против всякого проявления зла в этом мире. Но что такое оружие света? Это наша вера, которая подтверждается нашими добрыми делами. Сейчас много говорят о том, что раз есть вера, то добрые дела уже не нужны. Это заблуждение, потому что тот, кто верит, должен соблюдать заповеди Божьи. А Христос дает нам главную из них – заповедь любви. А разве может быть любовь без добрых дел? Апостол Павел пишет: «Никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». А это значит, что с какой бы злобой и ненавистью не относился к нам мир, мы должны продолжать делать дела милосердия. Как бы ни старался этот мир оправдать зло, а черное выдать за белое, мы должны противостоять этому, борясь со всеми проявлениями греха. Поступать так, как поступал Иоанн Креститель. Обличая грех, нравственные пороки, он помогал людям встретиться с Христом. Долг каждого из нас – помочь людям найти дорогу к Богу, встретиться с Ним. Для этого нам не нужен особый дар красноречия, или особые способности в гомилетике, для этого нужно одно – всеми силами свидетельствовать о Христе каждым своим поступком, подтверждая свою веру добрыми делами».