×
Суббота, 04 Мая 2024
сщмч. Ианнуа́рия;

мчч. Про́кула,
Со́ссия,
Фа́вста,
Дисиде́рия,
Евти́хия,
Акутио́на,
Фео́дора, иже в Пергии,
мц. Филиппи́и;

мчч. Диоско́ра,
Сокра́та,
Диони́сия;

прп. Фео́дора Санаксарского;
прав. Алекси́я Бортсурманского;
мчч. Иса́кия,
Аполло́са,
Кодра́та;

свт. Максимиа́на (Макси́ма);
сщмч. Иоа́нна Пригоровского;
исп. Никола́я Писаревского;
сщмч. Алекси́я Протопопова;


При поддержке: azbyka.ru
Рад приветствовать всех посетителей нашего сайта.
Пусть он поможет Вам найти дорогу к Богу и будет полезен в деле Вашего спасения!
Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский

Сайт hram.zp.ua — информационный интернет — ресурс Запорожской епархии Украинской Православной Церкви (далее — Платформа).
Основными задачами сайта являются:
— освещение многообразия жизни православия в Украине, а также событий и вопросов, которые интересны верующим или интересующимся православием гражданам нашей страны;
— освещение деятельности епархии, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки, предоставление информации о совершении богослужений и празднованиях, о тенденциях развития православной веры в регионе, а также отображение официальной позиции епархии по поводу церковных и социально-культурных событий;
— размещение справочной информации о работе епархиального управления, кафедральных соборов, храмах, благочиниях, монастырях;
— создание коммуникационных возможностей для упрощения общения православных верующих с духовенством епархии;

Сайт создан по благословению архиепископа Василия в 2008 году. С апреля 2009 года работу редакции епархиального сайта благословил владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский.

C 29 декабря 2010 года —  работу редакции епархиального сайта благословил и лично курирует Высокопреосвященный Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Все материалы, опубликованные на сайте, соответствуют официальным документам, но не могут быть использованы в качестве таковых с целью обжалования, перепечатки в прессе или для прочих, в том числе юридических или судебных действий.

2. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены согласно украинскому и международному законодательству об авторских правах. При использовании текстов сайта в электронных СМИ ссылка на сайт «Запорожская епархия УПЦ» обязательна, при использовании материалов в Интернете обязательна гиперссылка на hram.zp.ua или страницу материала.  При этом обращается внимание, что на сайте публикуются и материалы других интернет — источников. В этом случае — правообладателем материалов является источник публикации и использование данных материалов необходимо осуществлять в соответствии с правилами, которые указаны авторами или правообладателями материалов.

Редакция может не разделять точки зрения, представленные в публикациях авторов.

На сайте не публикуются материалы, содержащие открытые призывы к насилию, разжиганию межнациональной или религиозной вражды, противоречащие действующему законодательству Украины.

Читатели имеют возможность оставлять комментарии к публикациям сайта.

Не допускаются комментарии, содержащие оскорбления, переход на личности, выяснение личных отношений, личную переписку, совершенно не касающиеся темы публикации, набранные ПРОПИСНЫМИ буквами, содержащие бездоказательные обвинения других участников, экстремистские высказывания, провокационную информацию и т.д.

Все комментарии проходят модерацию. Комментарии, нарушающие указанные выше требования — удаляются.

 

Сбор личной информации

Платформа может собирать, сохранять и использовать такие виды личной информации:

  1. информация о вашем компьютере и о посещении и использовании вами Платформы;
  2. информация, предоставляемая вами при регистрации на Платформе;
  3. информация, отправляемая вами на Платформу при использовании форм;
  4. информация, полученная с вашего согласия от сторонних OAuth сервисов;

Использование вашей личной информации

Личная информация, переданная нам посредством Платформы, будет использоваться для следующих целей:

  1. администрирования Платформы;
  2. идентификации;
  3. персонализации Платформы для вас;
  4. предоставления вам доступа к материалам, размещенным на Платформе;
  5. отправления вам писем по электронной почте;
  6. обработки обращений, связанных с вами на Платформе;
  7. сохранения Платформы в безопасности и предупреждения мошенничества.

Платформа не будет предоставлять вашу личную информацию третьим лицам.

Разглашение личной информации

Платформа может раскрыть вашу личную информацию любому из наших сотрудников исходя из необходимости для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию любому члену нашей группы компаний в той мере, насколько это уместно для целей, изложенных в этой Политике.

Мы можем раскрыть вашу личную информацию:

  1. в том случае, когда мы обязаны это сделать согласно закону;
  2. в связи с любыми текущими или будущими судебными делами;
  3. с целью установления, осуществления или защиты наших законных прав (в том числе предоставления информации третьим лицам в целях предотвращения мошенничества);

Запорожская епархия УПЦ
Запорожская епархия УПЦ 38 (061) 224-83-95 ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041
https://hramzp.ua/newsitem/doklad-vysokopreosvyashhenneyshego-luki-4
голосов: 1
5 1
14 Января 2018 г

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/01/DSC_1370.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/01/DSC_1370-150x150.jpg
Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Современные нам события и тенденции, которые по отношению к Церкви, чаще всего, «лукавы суть» (см. Еф. 5:16) – требуют от нас постоянного осмысления и обсуждения не только в среде духовенства, но и во всей церковной полноте, для того чтобы наше делание на ниве Христовой и на поприще духовном было в радость Господа, а не в осуждение, потому что мы должны быть «всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением»(1 Пет. 3:15).

Хочу поблагодарить всех вас – священство, монашество, диаконство и всех мирян – за усердие в деле евангельского свидетельства и за ревностное исполнение возложенных на вас послушаний. Благодарю всех вас и за молитвы обо мне, которые очень укрепляют меня в моем служении.

Прошедший 2017 год – это особый год, связанный с воспоминанием о событиях вековой давности. В предшествующую Октябрьскому перевороту Синодальную эпоху наши предки заменили подлинную жизнь со Христом внешними проявлениями благочестия. Реальное знание Евангелия, собственный духовный опыт, опыт молитвы у них был утерян. Это привело к власти политические силы, в основе программы которых лежали идеи атеизма и материализма. Однако, Господь показал нам, что общество, построенное на противлении Богу и Его вечному нравственному закону, обречено на саморазрушение.

Открытые гонения в нашей стране пока отсутствуют, но уже в некоторых регионах можно говорить о их возобновлении. Все это происходит на фоне благоприятного и интенсивного развития секулярных тенденций. Поэтому для нас важно не только участвовать в богослужениях и Таинствах, читать молитвы и Писание, но делать все это осмысленно, понимая, что именно мы совершаем и ради чего. Священникам и мирянам надлежит как передавать другим людям знания о церковном Предании, так и свидетельствовать о Христе всей своей жизнью, с тем, чтобы другие люди стремились следовать за ними на этом поприще. К этому призвана наша епархия, 25-летие со дня образования которой мы также отмечали в ушедшем году. Здесь хотел бы отметить, что наши новомученики столкнулись с гонениями, о которых первоначально знали лишь только из опыта первых веков христианства. В наше время мы знаем, но, к сожалению, недостаточно осмыслили их опыт, при том, что еще живы некоторые свидетели гонений советского периода.

С учетом вышесказанного, считаем необходимым вначале обсудить вопросы катехизации, приходского консультирования и приходской просветительской деятельности в целом. Несмотря на то, что мы говорим об этом уже несколько лет — реальных изменений пока не наблюдается.

Помощь людям в осмысленном вхождении в Церковь Христову – это одна из наших первостепенных задач. До сих пор большинство из тех, кто обращается в храм с просьбой о крещении, не понимает, что такое и зачем нужна катехизация, часто находят храмы где можно креститься без катехизации.

В связи с этим напоминаю, что крещение взрослого человека или ребенка старше 7 лет предваряется не менее, чем двумя полноценными огласительными беседами, а также беседой со священником, в которой оглашаемый призывается к раскаянию в грехах, содеянных до крещения. Если же речь идет о крещении младенца, то для родителей и будущих крестных предусмотрено не менее двух полноценных катехизических бесед. Отцам благочинным напоминаем, что контроль за этим никто не отменял.

Нам интересно узнать ваше мнение о новых формах работы в этом направлении таких, как:

а) подготовка видео-материалов о Таинствах с практическими рекомендациями;

б) издание соответствующих брошюр и направление этих материалов на эл. почту обращающимся, предоставление точного эл. адреса, где можно ознакомится с этими материалами, затем их обсудить при личной встрече со священником.

Для этого миссионерскому отделу необходимо разработать общеепархиальное методическое пособие, которое послужило бы основой для всего упонянутого.

Этому активно способствует, помимо уже сказанного, институт катехизаторов из числа мирян при крупных приходах и благочиниях. Но для плодотворной их работы миссионерскому отделу необходимо организовывать регулярный обмен опытом между ними, обучающие семинары. Во время которых важно не только начитать подготовленный материал, но и дать возможность высказаться, поделится опытом, обсудить успехи и неудачи, то есть придать встрече более неформальный вид. Выполнить это поручение вполне возможно в живом общении, выезжая на места и встречаясь с наиболее активными катехизаторами. Но прошу вас, не следует проводить их для «галочки», чтобы потом вписать в годовой отчет фразу «провели столько-то мероприятий».

Важно свой опыт не скрывать, а стараться поделится им, миссионерскому отделу обобщить и распространить его.

К сожалению, необходимо отметить, что антисектантская деятельность оставляет желать лучшего. В этом может быть хорошим подспорьем опыт прошлых лет – подготовка раздаточного материала. В этом, я думаю, могут оказать помощь те, кто обучается в КПУ или уже получил диплом этого учебного заведения.

В этом году мы начали внедрять новую форму работы – приходское консультирование. Разработали пособие для сотрудников храмов, провели проверку начальных знаний среди них. Считаем, что для этой формы служения в храме необходимо привлекать не только сотрудников храмов, но и всех желающих. Надеюсь, что в этом году мы получим более удовлетворительные результаты.

Подготовкой раздаточного материала и консультированием, по нашему мнению, могут заниматься и старшие воспитанники воскресных школ.

Кстати, в прошедшем году мы уделили не мало внимания работе воскресных школ. Общаясь с преподавателями, нами замечено, что священники не всегда уделяют внимания этому направлению своей деятельности, считая его автономным придатком к храму – надеемся, что в новом году это отношение, у кого оно есть, изменится, что приведет не только к открытию новых воскресных школ, увеличению числа их слушателей, но и к более качественному осмыслению нашей веры, которая без добрых дел мертва (см. Иак. 2:20).

Кроме этого, многие из здесь сидящих имеют своих детей, внуков, родственников, которые посещают общеобразовательные школы. Мы обращаемся к вам с такой просьбой – вас приглашают на родительские собрания – это своего рода миссионерская площадка, где можно не только говорить о проблемах обучения, но и о проблемах искажения нравственного воспитания детей, выступить с инициативой о преподавании предметов нравственной направленности, организовывать интересные встречи и тому подобное. И делать это не одноразово – не забывать, что под лежачий камень вода не течет. Нам пришлось услышать, что в общеобразовательных школах появилась тенденция по дискриминации наших детей. Если ты православный – над тобой будут смеяться. Как это исправить? Мы видим одним из способов решения этих проблем – быть более открытыми, больше проводить совместных мероприятий с детьми как воскресных школ, так и общеобразовательных. Эти встречи могут посещать не только священники, но и подготовленные к этому миряне.

Особого внимания требует современная молодежь. Отрадно наблюдать когда храмы наполнены молодыми людьми, но для этого немало усилий необходимо приложить не только священнику, но и прихожанам. Храм должен стать местом встречи не только единомышленников, но сомолитвенников и соработников. Молодежь подвижна и активна, ей интересны спортивные и интеллектуальные игры, флешмобы и квесты, ее сплачивают испытания сил и воли. Но, организуя подобную деятельность, важно помнить, что не это является главным в нашем служении. Церковь – это не культурно-массовый сектор, а место встречи со Христом и сакраментального приобщения к Нему. Поэтому такие мероприятия необходимы, но они должны помочь молодому человеку найти главное и «единое на потребу» — Христа. Все инициативы, какими бы полезными и важными они не казались, окажутся действительно ценными в том случае, если, в конечном итоге, будут способствовать устремлению человеческого сердца к Богу. В этом направлении священнику необходима помощь из числа активных прихожан, которые бы регулярно, не только от службы к службе, но и между встречами на богослужениях, вовлекали молодых людей в социальные проекты епархии, а через это способствовали зажечь в них искру церковной жизни.

Для молодежи, более чем для какой-либо другой возрастной группы, важна идея о том, что христианство – религия свободы, а не религия запретов, кроме запрета греха, и что те или иные предлагаемые христианину самоограничения нужны лишь потому, что помогают нам обрести полноту жизни и осознать, что есть подлинная любовь, которая не пресекается окончанием физической жизни, но переходит в вечность.

Мы прекрасно понимаем, что не каждому священнику дан от Бога талант общения с молодыми людьми. Но, наверное, в каждом крупном приходе, благочинии найдутся один или несколько человек, которые сумеют стать для юношей и девушек открытыми собеседниками, будут способны искренне участвовать в их экскурсиях, в посещениях кино или в неформальных встречах, не забывая при этом, что главное – не досуговое времяпрепровождение, а проповедь Христа словом и, более всего, примером.

Затрагиваемые темы уже не первый раз обсуждаются нами, определенный опыт наработан во многих епархиях нашей Церкви, но для более эффективного их решения нам необходимо создать реально действующий институт помощников благочинных и настоятелей крупных приходов. В наших условиях, пока значительная часть из них – это священнослужители, а не миряне. Другими словами, для подавляющего большинства профильных помощников благочинных эта работа не является основной.

Такая ситуация обусловлена, в первую очередь, материальными причинами. Ведь известно, что «общественные нагрузки» на добровольной основе нередко воспринимаются как нечто вторичное. Этого можно избежать, если, с одной стороны, помощники благочинных будут достаточно мотивированы — в том числе материально, а с другой стороны — руководители епархиальных отделов будут активно взаимодействовать с ними, консультировать их, помогать им в работе.

Распространена ситуация, когда руководитель епархиального отдела замыкается на своей деятельности или ограничивается пределами своего прихода, в котором он служит.

Из-за недостатка времени лишь только отмечу, что не мало сделано в области социальной и благотворительной деятельности епархии. Церковь призывает человека не только размышлять над своей жизнью, но и сообразовывать ее с Евангелием. Только деятельная вера может преобразить человека, помочь ему исправить свою жизнь и воплотить богодарованную любовь. Именно поэтому Церковь придает большое значение социальной и благотворительной работе, призывает людей к делам милосердия.

Пользуясь случаем, хотел бы особо напомнить, что средства, которые необходимы на приобретения букетов и караваев для встречи архиерея, лучше потратить на проект «Любовь милосердствует», а 1 сентября – на приобретение нуждающемуся канцелярских товаров – для этого выступить с инициативой на родительских собраниях.

Один из главных двигателей социальной деятельности – это добровольчество, к сожалению, пока у нас дальше женсовета это направление не продвинулось.

Однако, многие мероприятия проводились не по инициативе приходов и благочиний, а по инициативе епархиального управления. Поэтому прошу каждого пастыря задуматься над тем, как привлекать прихожан к общественно полезной и значимой деятельности в соответствии с их устремлениями, интересами и возможностями.

С этим связана проблема духовного иждевенчества. Мы приходим в храм не только для того, что бы взять («благодати», здравия, долгоденствия), а приходим прежде всего отдать жертву Богу, свои силы, время, стремления. Очень важно, когда инициатива в проведение мероприятий исходит не только из епархиального управления, а исходила от самих прихожан. Активные прихожане, испросив благословения, вполне сами могут устроить тоже самое чаепитие на приходе, для того, что бы познакомиться друг с другом, организовать поездку на соседний приход, ит.п. Прошу вас не бояться быть активными, самим жить жизнью Церкви. Просим помнить, что «unuschristianus — nuluschristianus». Один христианин не христианин. Быть христианином без общины не возможно. Прихожане должны сломать свои скорлупы и выйти на встречу Христу. А духовенство и священноначалие всегда поддержит здравую инициативу.

Любой вид современной деятельности невозможен без информационной поддержки. Распространять благую весть – это неотъемлемая задача Церкви с апостольских времен. При этом сегодня мы сталкиваемся с такими технологиями работы со словом, которые не имеют аналогов в прошлом. В новых условиях общество все более стремится к информационной открытости и к распространению максимального объема информации. В этих условиях на священников и мирян ложится особая ответственность за общение в медиа-среде.

Епархия через свою информационную деятельность, посвященную социальному служению, продолжает проповедь о Христе. Однако, чаще всего, это информационные сообщения с приходов на сайте, но мы продолжаем над этим работать, так как кроме новостей необходимы и публицистические материалы. Это находит свое отражение на страницах епархиальной газеты «Летопись Православия», кроме этого на страницах газеты начали появляться рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. Сегодня перед нами стоит задача наполнить информационное пространство не просто фактами, но идеями новозаветной этики.

В связи с этим Епархиальное управление призывает духовенство и мирян налаживать диалог с представителями светских СМИ, в том числе районными, который должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии прихожан.

Общение со средствами массовой информации – это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с теми вопросами, которые волнуют современного человека.

При этом следует понимать, что качество информационной работы во многом зависит от того личного внимания, которое ей уделяет благочинный.

Некоторые благочиния вообще не имеют своих сайтов.

Особого внимания требует миссия в социальных сетях. Пока мы не представлены в полном объеме в этом пространстве. Наши страницы дублируют епархиальный сайт. Нам необходимо наладить реальный диалог между епархией, администраторами страниц и читателями. Пользователи социальных сетей увлекаются чтением тех страниц, за которыми видят живого человека, который говорит с ними обычным языком и отвечает на возникающие у них вопросы. Это вызывает симпатию и заставляет установить личный контакт, вступить в сообщество читателей такого человека. Социальные сети популярны, потому что позволяют лично узнавать кого-то, знакомиться с его размышлениями, понимать, чем он увлекается, как выглядит, чем делится с другими. К этому надо больше привлекать мирян.

Есть здесь и опасность увлечься собственным образом в социальных сетях, стать священником-блогером, стремящимся высказывать свое мнение по поводу и без повода, а не священником, для которого блог – это лишь одно из средств общения с людьми. При этом использовать свою страничку для оскорбления своих собратьев и своей Церкви. Впрочем, не каждому дано умение пользоваться этим инструментом.

На сегодняшний день никто не скрывает правило, которое сложилось в Украине: «об Украинской Православной Церкви либо ничего, либо только плохо!» Каков должен быть наш ответ на это? Мы призваны быть для мира светом (ср. Мф. 5, 14). Участвуя в общественной деятельности, мы должны свидетельствовать об Истине, показывать красоту Православия, а не обливать ядом и желчью своих сослужителей, тех кто не согласен с твоей точкой зрения. Печально, когда это свидетельство порицаемо только потому, что мы выбрали неправильный тон или неподходящую форму. Сегодня люди особо чувствительны к словам и ревностно относятся к границам личного пространства. Поэтому возвещая или отстаивая евангельские истины, нам следует быть аккуратными в выборе слов. Следует обличать грех, но не унижать человека.

Несмотря на то, что некоторые политические силы пытаются вытеснить нас из общественного сознания, Церковь продолжает активно говорить о современных проблем украинского социума.

Хочу напомнить, что антицерковные законы не сняты с рассмотрения Верховной Рады, поэтому прошу всех вас молится об вразумлении наших избранников.

Все эти процессы не снимают с нас ответственность по сохранению нравственных основ общества.

Так Церковь обращает особое внимание на сохранение жизни с момента зачатия, в связи с этим предлагаем присоединится 25 марта к мероприятиям по защите жизни во многих христианских странах. Для нас противостояние абортам – это всего лишь часть того комплекса мер, которые должны быть приняты для помощи семье, для защиты жизни.

Несмотря на политизированный отпор или даже страх со стороны некоторых представителей государственной и муниципальной властей, необходимо развивать взаимоотношения с представителями местных органов власти, депутатским корпусом и общественными объединениями на уровне благочиний в социальной, благотворительной и молодежной сферах. Есть даты, посвященные напоминанию о необходимости бережного отношения к природе, помощи страждущим от алкоголизма и наркомании.

Прежде, чем обратиться к нескольким важным темам, связанным со служением священника как пастыря, отмечу необходимость проведения регулярных встреч священников благочиния, во время которых вы можете обменятся опытом по актуальным вопросам пастырской практики, высказать и обсудить свои мнения по тем или иным вопросам. Предлагаем вам на этих встречах не боятся в своем кругу высказать недостатки друг другу, а в случае жалоб на священника от прихожан, подсказать ему в чем он не прав или наоборот защитить его от не всегда порядочных прихожан. Кратко: в случае жалобы, чтобы ее рассматривал сразу не архиерей или благочинный, а сначала все священники благочиния.

МитрополитВениамин (Федченков), будучи еще в сане архимандрита, отметил, что «пастырь является, прежде всего, тайносовершителем», затем «молитвенником», а «на третьем месте» – проповедником.

Первейшей и уникальной обязанностью в служении священника является совершение Таинств Церкви. Возведение в пресвитерский сан совершается исключительно за Божественной литургией при молитве всей церковной общины. В этой особенности поставления христианина на святый и превеличайший степень священства, отражается осознание Церковью особого характера призвания священнослужителя, которое требует от служителей Святых Христовых Таин особой ревности, потому что за Трапезой бессмертия нам даровано переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа. Обладая таким богатством, мы, служители алтаря, призваны делиться им, преподавать его людям, подобно тому как чудесным образом умножаемые хлебы, преподаваемые руками апостолов, не оскудевали и насыщали тысячи и тысячи и как Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, освящает причащающихся за Божественной Евхаристией. Как наша проповедь должна обращать людские умы к Евангелию, так и наше служение должно возгревать в людях стремление к участию в Таинстве Царства, желание со страхом Божиим и верою приступить к Чаше жизни.

В нашей среде продолжается спор о том, как часто должен священник служить Божественную литургию? Не будет ли привыкания к святыне? Отвечу народной мудростью: «повторение – мать учения, и тяжело в учении– легко в бою», то есть частое совершение Литургии способствует дисциплине мысли и врастанию сознания священника в пространство богословских идей, содержащихся в богослужении, особенно тех, что изложены в анафоральной части и кратко представляют нам всё таинство домостроительства нашего спасения. Мы постоянно ведем бой как с собой, так с врагом рода человеческого, поэтому согласен со Святейшим Патриархом Кириллом, что «слова молитв Евхаристии должны со временем стать образом мысли священника, дыханием его сердца даже тогда, когда он не находится в алтаре», чтобы спасти свою душу. Это требует от литургисающего труда, усердия и неизменного сосредоточенного внимания к каждому слову и действию, но как можно проникнуться этими словами, не служа часто? Особенно важно это при начале священнического служения. Если всякий раз при совершении Евхаристии священник содержит в уме и в сердце нужды и просьбы тех, кто стоит за его спиною и от лица кого он возносит к Богу благодарения и мольбы, если он сам уповает при этом не на свои способности, а исключительно на Божие милосердие и всемогущество, то служба Божия никогда не утратит в его сознании своей освящающей силы. Но важно, чтобы в этом помогал ему народ Божий.

Жизнь православного христианина немыслима без личного духовного, молитвенного подвига. Свидетельствовать о Христе невозможно без Его имени в сердце, лишь только это может убедить слушающих. Надо понимать, что молитва – это не психологическое упражнение, не тренинг или медитация. Молитва – это обращение к Высшей Реальности Троичного бытия, это то, что неизменно слышится Богом. Даже неудачи нашего молитвенного опыта помогают понять, что Бог всегда рядом с нами, и наша беда – в том, что мы не всегда рядом с Ним.

Ежедневное молитвенное правило православного пастыря не является простым делом личного благочестия, принуждения, или аскезы. В отличии от мирян, оно четко регламентируется богослужебным уставом, напрямую связано с суточным богослужебным кругом, и не должно определятся по остаточному принципу (как будет время).

Расслабленность, опущение молитвенного правила, не соблюдение личного домашнего устава богослужения, неминуемо приведет к искажению души священнослужителя и катастрофе в деле личного спасения. При составлении домашнего молитвенного правила священнослужитель должен следовать закону «царского пути золотой середины» и имеет ту меру и продолжительность молитвы, которая определяется его совестью, духовным и физическим здоровьем, а также рекомендациями духовника.

В зависимости от разных факторов, правило можно сокращать, к разумному минимуму. Чтения в качестве ежедневного правила только правила для мирян, (т.е ограничиваться только утренними и вечерними молитвами из молитвослова) для священнослужителя, на наш взгляд, может быть принято только в исключительных случаях. Напоминаем также и о том, что чтение Священного Писания, назидательных поучений Святых отцов, житийной литературы, также является установившейся благочестивой традицией среди духовенства. Молитвенное правило, по благословению духовника, может быть заменено Иисусовой молитвой, продолжительность которой определятся временем чтения уставного богослужебного правила.

В нашей Церкви проповедь воспринимается как неотъемлемая часть богослужения, которая занимает ведущее место в деле просвещения людей светом Христовой истины.

Современный человек вынужден жить среди многоголосицы мнений, идей, образов, новостей и слухов. Он бесконечно утомлен, напуган, этим оглушающим и одурманивающим хаосом шумов. Проповедник Евангелия не сможет, да и не должен перекричать этот шум, соперничать с ним. Наша задача состоит в том, чтобы обратить умы и сердца людей к «единому на потребу» — к Распятому и Воскресшему Господу Иисусу. Для этого проповедник должен обладать широким кругозором, но при всем многообразии предметов проповеди, при всей широте затрагиваемых в ней исторических, богословских и нравственных тем неизменным должно оставаться возвещение людям Евангелия, Благой вести о Христе, Распятом и Воскресшем. В связи с этим в нашей епархии проводится аттестация, которая призвана поднять образовательный уровень, ряд мероприятий направлены на повышение как интеллектуального, так и культурного уровней духовенства.

Разумеется, как и любое публичное выступление, каждое слово с амвона должно быть тщательно подготовленным. Мы не должны бояться громко возвещать евангельскую истину, в том числе, когда она вступает в противоречие с греховными установками людей. Но мы должны помнить, что нас слушают с рассуждающим и нередко критическим вниманием. Поэтому каждое наше слово должно быть «приправленным солью», по слову апостола Павла (Кол.4:6), то есть сдержанным, обдуманным и взвешенным. Нам важно использовать любую возможно для проповеди. При совершении таинства Крещения, при венчании или при помазании елеем недугующих, а также при отправлении различных треб следует в кратких словах разъяснять людям, особенно новоначальным, смысл и значение совершаемых священнодействий. Это помогает участникам воспринимать совершающийся чин как подлинное таинство Церкви, имеющее непосредственное отношение к их жизни, как молитву Церкви о них. Человеческое сердце всегда отзовется на такие слова благодарностью Богу.

Все это требует высокого уровня образованности священнослужителей. В связи с этим, у нас проходит аттестация духовенства. Напоминаю, что это не «карательная» мера священноначалия, а самопроверка духовенства, позволяющая, прежде всего, самому духовенству выявить пробелы в своих богословских знаний, без которых не возможно исполнять священнические обязанности.

Как раз для того, чтобы священник мог совершать богослужения и Таинства – для того дела, в осуществлении которого никто и никогда его заменить не может и должны появится на приходах катехизаторы, социальные и молодежные работники. Так как труд молитвы является общим делом христиан, а миссию христианской проповеди могут нести и миряне.

Помимо потаенного молитвенного делания, совершаемого уединенно во внутренней келии сердца, необходимо учиться самому и учить прихожан общей молитве. Богослужение, то есть молитва, приносимая «едиными устами и единым сердцем» в церковном собрании, где личное и общинное тесно переплетаются, может стать и для нас самих, и для множества взыскующих христианского совершенства мирян, подлинной школой предстояния перед Богом. Поэтому очень важно, чтобы каждый участник Богослужения понимал, где он находится и соблюдал благоговейное поведение, что позволит более осмысленно участвовать человеку в богослужении. Непременным условием такого участия является, помимо прочего, сосредоточенное внимание к произносимым словам. Богослужение Православной Церкви изобилует вечными темами Богочеловеческих отношений настолько, что стремящийся внимать ему человек всегда, день за днем, год за годом будет находить в его словах пищу для ума, а в его поэзии и мелодичности – сердечную радость. Поэтому забота о том, чтобы чтение и пение за богослужением соответствовали высокому предназначению храма как дома молитвы (ср. Мф. 21:13), – это наша священная обязанность. Мы должны делать все необходимое для того, чтобы служба Божия была понятна народу, чтобы люди в ней участвовали с разумением, не уставали от нее. Для этого исповедь лучше совершать вечером или до/во время чтения часов. Опыт совместного пения на Богослужения объединяет людей. Можно приветствовать предпринимаемые на приходах усилия по обеспечению прихожан богослужебными текстами, иногда с параллельным переводом или пояснениями. Было бы правильно, чтобы удачный опыт одних приходов заимствовался другими.

Здесь необходимо отметить, что порядок и нормы богослужебной жизни постепенно, органическим образом менялись вместе с общими изменениями обстоятельств жизни Церкви, ее монастырей и приходов, ее членов, что привело к изменению в богослужебной практике, сокращению стихир или тропарей, но все это должно иметь разумные пределы. Порой эти сокращения не имеют вдумчивого, осознанного характера, что обедняет и искажает наше прекрасное богослужение, отданы на откуп псаломщику, так как священник вовсе не интересуется тем, что читают и поют на клиросе.

Во время нашего общения вы подымали вопросы связанные с совершением отпеваний: различная длительность, последовательность действий и т.п. В связи с этим подготовлены единые чинопоследования для отпевания человека, который ходил в Церковь и для человека, не посещавшего храм. В ближайшее время они будут изданы и розданы вам для применения. На практической части аттестации будут проверятся знания обоих чинопоследований. Напоминаю всем, что в епархии уже не один год должно выдаваться «Свидетельство об отпевании», которое подтверждает, что отпевание совершил канонический священник. Для пресечение дискредитирующей Церковь деятельности самозванцев секретаря епархии прошу подготовить список запрещенных священников, который направить в КП «Ритуал» и на сайт. Благочинным, особенно города Запорожья, провести встречи с теми, кто предоставляет ритуальные услуги, во время которых разъяснить кого Церковь отпевает, а кого нет. В случае возникновения различных конфликтных ситуаций – докладывать в епархиальное управление.

До сих пор притчей во языцех является неприветливое отношение отдельных церковных тружеников, да и просто прихожан, к новоначальным, переступающим порог храма. Разъясняя, предостерегая, организуя специальные занятия в благочиниях, мы сможем переломить эту тенденцию.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), – говорит Спаситель. Именно этот критерий — наличие или отсутствие любви – свидетельствует о собрание учеников Христовых.

В старшем собрате молодой священник, диакон либо просто приходской работник должны видеть в первую очередь пример доброго христианского отношения. К сожалению, необходимо отметить, что еще одной причиной уныния является недоброжелательное отношение и безразличие к своим обязанностям старших священников. Первенство чести, связанное с должностью, саном и иерархическими наградами, в первую очередь предполагает ответственность за младших и даже покровительство им, готовность научить и оказать помощь, не демонстрируя превосходства, а тем более не доносительство правящему архиерею.

Послушник, молодой клирик, храмовый труженик – это люди, жертвующие Церкви дни своей жизни, силы, знания, умения и способности. Даже к тем, кто находится на самых низких ступенях приходской или монастырской иерархии, отношение должно быть вежливым и братским.

Посредством передачи живого опыта складывается традиция. Следование традиции – это не хобби, с легкостью принимаемое и с той же легкостью оставляемое. Традиция, в том числе церковная практика, нуждается не в консервации и не в реформировании, а в понимании и сохранении, чтобы она органически вошла в человеческую жизнь. Тот, кто с самого начала своего церковного служения имел счастье пользоваться уважительным отношением старших, впоследствии и сам будет с уважением относиться к своим подчиненным.

Не могу обойти вопрос семейных отношений нашего духовенства. Вставший на трудный брачный путь христианин, и тем более пастырь, должен твердо противостоять искушениям, возникающим в семейной жизни.

Бывает, что при разладе в семье, именно супруга становится инициатором развода. А вот клирик, за исключением оговоренной в канонах ситуации, когда ему изменила жена, не вправе по собственному почину инициировать развод, но обязан предпринимать усилия для сохранения своей малой Церкви. Священнослужитель, как каждый женатый мужчина, призван разделять с супругой труды по уходу за детьми, а также – проявлять к ней внимание, теплоту и заботу. Клирик не должен устраняться от семейных забот под предлогом занятости на приходе.

Больно слышать о семейных проблемах духовенства от мирских людей, особенно в их интерпретации. Часто мы сами этому способствует. В связи с этим обращаемся к женам священнослужителей и просим быть, но не управительницами пастырей или распорядительницами церковной кассы, а верными помощницами в их не легком служении, свою энергию направить на творение добрых дел, помнить о том, что ваше необдуманное слово или действие может раз и навсегда отвернуть паству не только от священника, но и от Бога. Как идею предлагаем благочинным приглашать священнослужителей с женами в дни юбилеев или другие памятные для них дни для неформального общения.

Работа епархиального управления требует определенного порядка, без которого возникает хаос. Для облегчения его работы и повышение авторитета и ответственности местного духовенства, благословляем канцелярии управления подготовить памятку о порядке делопроизводства, которой благочиния и приходы могли бы следовать при направлении тех или иных документов в епархиальное управление. Наличие данной памятки будет проверятся при посещении прихода правящим архиереем. Обращаем внимание всего духовенства, сотрудников свечных ящиков, что прежде чем направить человека в епархиальное управление, предоставьте ему список необходимых документов, проверьте правильность написания прошения на имя правящего архиерея, где укажите, что священником проведена соответствующая беседа.

Напоминаем, что подача жалоб на духовенство или просьб о решении тех или иных приходских проблем будет рассматривается лишь в случае наличия подписей обращающихся, напротив которых должны быть указаны номера «Справки участника приходского собрания». В связи с этим обращаю внимание отцов-настоятелей на необходимость ежегодного проведения приходских собраний, на которых обновлять списки его участников и выдавать соответствующую «Справку…».

Мы понимаем, что в любой бюрократической системе бывают издержки, но призываем вас к их устранению совместными усилиями, чтобы было легче трудиться, отдавая свое время в первую очередь богослужению, молитве и заботе о людях.

Многие поднимаемые сегодня проблемы, по нашему убеждению, возникли из-за того, что мы не ставим перед собой правильных целей. Часто приходится слышать, что у нас это невозможно, не сравнивайте с другими и тому подобное – это страшное заблуждение – пока мы не научимся ставить и достигать цели, мы будем как те обитатели болота, которых кружащий над ними лебедь призывает в небо, а они ему отвечают, что им и здесь не дурно. Это в стратегическом плане, в тактическом – мы сами не знаем друг друга: священники не знают своих собратьев из других благочиний, стесняются ездить друг к другу на престольные праздники вместе с прихожанами, прихожане относятся к зашедшим в храм незнакомцам с опаской, священники не знают своих прихожан, а они друг друга – т.е. наша закрытость. Поэтому и данное собрание является одним из способов разрешения этих проблем. Чтобы развить эту идею предлагаю провести наступивший 2018 год под призывом: «Давайте познакомимся!» — станем более открытыми друг к другу и внешнему миру, постараемся показать всем, особенно тем, кто нас не понимает, красоту Православия, прежде всего в отношениях между нами и к ближним.

Необходимо отметить о важности коммуникации среди прихожан и епархиальным центром. Для этого выделить на каждом приходе ответственного мирянина, который по благословению священника будет осуществлять координацию активных прихожан, например через СМС, так как интернет есть не у всех, а мобильный практически у каждого. Ему поступает информация, и он рассылает ее на имеющиеся у него телефонные номера, которые ему следует собрать в базу за богослужениями.

Будем и впредь «тверды, непоколебимы, всегда преуспевать в деле Господнем, зная, что труд наш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58), а «свет Христов, просвещающий всех», не может «выжечь» доброделателей на ниве Христовой.

Дорогие моему сердцу, пастыри, матушки игумении, братья и сестры! Завершая свой доклад, хотел бы еще раз сердечно поблагодарить всех вас за понесенные в 2017-м году труды на благо Запорожской епархии, а значит и всей Церкви Христовой.

Мы призваны Спасителем быть солью земли (Мф. 5, 13) и возвещать ближним и дальним глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). И дай Бог, чтобы наши скромные труды и усилия в Винограднике Христовом обрели милость и благоволение в очах Создателя, да получим от Него добрый ответ на Страшном Суде и войдем в радость нашего Небесного Отца.

Пусть Всемилостивый Господь благословит всех нас в грядущем году, по неизреченному человеколюбию ниспошлет изобилие щедрот Своих, дарует крепость душевных и телесных сил и неоскудевающую помощь в совершении дальнейшего служения на пользу Святой Христовой Церкви. Посему, возлюбленные братья и сестры, вместе с апостолом Павлом призываю вас: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12, 11). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь» (Гал. 6, 18).

Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

Фото и видеосъемка: священноинок Илиодор (Кугатов)

Комментариев нет

Читайте также

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии

«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»

28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Свято-Иоанно-Богословском храме.

«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»

27 апреля 2024 года, накануне Вербного Воскресения, празднования Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Всенощное бдение в Свято-Покровском архиерейском соборе, по окончании которого обратился со словом архипастырского наставления.

Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл

Вісімдесят п’ять авторських великодніх листівок від вихованців недільних шкіл Запоріжжя відправилися до наших захисників і захисниць.

4.05.2024
В Великую субботу состоится Таинство Крещения для взрослых людей
24.03.2024
В День Торжества Православия в Запорожье прибудет чудотворная икона Божией Матери «Страстная»
04.05.2024
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского пастырям, монашествующим, казачеству и всем боголюбивым чадам Запорожской епархии
30.04.2024
Вітальні пасхальні листівки для захисників і захисниць від вихованців недільних шкіл
28.04.2024
50 лет со Дня Рождения!!! Почтили память усопшего протоиерея Сергия Тараненко
28.04.2024
«Каждый церковный праздник делает нас соучастниками истории нашего спасения»
28.04.2024
«Благо, даруемое нам Господом, касается не столько нашего настоящего, сколько нашего будущего»
27.04.2024
Владыка освятил часовню в честь святителя Луки Крымского
27.04.2024
«Воскрешение праведного Лазаря есть предвестие нашего воскресения»
26.04.2024
В Запорожской епархии молились о душах погибших ликвидаторах аварии на ЧАЭС
26.04.2024
Владыка сердечно поздравил всех «душеполезную совершивших Четыредесятницу»
23.04.2024
Православные христиане всегда стараются помочь своим ближним
23.04.2024
Читацький простір вихованців недільних шкіл Запоріжжя
22.04.2024
«Если мы хотим быть источниками живой воды для этого мира, мы всегда должны быть со Христом»
22.04.2024
«Для любого человека Матерь Божия всегда остаётся Первой Помощницей и Заступницей»
21.04.2024
Зустріч вчителів недільних шкіл в Запоріжжі
19.04.2024
Владыка совершил утреню с чтением Акафиста Божьей Матери
19.04.2024
«Протянувший однажды руку к Богу, не должен затем уподобиться ребёнку»
17.04.2024
В Покровском архиерейском соборе встретили Всеукраинский крестный ход
15.04.2024
«Когда человек уповает на Бога, он на многие процессы смотрит спокойно, потому что на душе у него всё спокойно»
14.04.2024
Воспитанники воскресной школы на детском спектакле
13.04.2024
Владыка совершил заупокойное богослужение
12.04.2024
С надеждой и любовью
11.04.2024
Заупокойная лития по узникам и жертвам нацизма
11.04.2024
«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.» (Ин.15:11)
08.04.2024
Запорожский митрополит возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе
08.04.2024
Владыка Лука: «Фактически с Благовещения начинается Крестоношение Господа нашего Иисуса Христа»
08.04.2024
«…Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее»
08.04.2024
ХРАМ КН.ОЛЬГИ. «Днесь спасения нашего главизна…»
06.04.2024
Посещение воспитанников психоневрологического интерната
06.04.2024
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся»
04.04.2024
У сельского храма посадили сосны
04.04.2024
Запрошуємо до участі у творчому фестивалі «Святкуймо Великдень разом!»
02.04.2024
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная»
02.04.2024
Предлагаем вниманию наших читателей мартовский номер газеты «Летопись Православия»
01.04.2024
Благоустройство территории храма Святителя и Чудотворца Николая, с. Беленькое
31.03.2024
Уборка территории сельского храма
31.03.2024
Эко-акция ко дню св. Патрика Ирландского
31.03.2024
Будем творить дела любви в память об усопших
27.03.2024
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Страстная» посетила старейший Свято -Никольский храм города Запорожья на Правом берегу.
24.03.2024
Владыка совершил чин Торжества Православия и пожелал сохранять верность Богу и Церкви
24.03.2024
Будучи алмазом по существу, каждая душа мечтает стать бриллиантом в руках Божьих

Новости на видеоканале епархии

ул. Кияшко, 26 г. Запорожье, 69041 38 (061) 224-83-95