Данное выступление будет презентацией образа ап. Андрея Первозванного в культурно-исторических инициативах нашего епархиального центра. Также имеем честь предложить вниманию досточтимого собрания тему, посвященную одной важной особенности евангельского образа апостола Андрея и ее отражением в иконографии. Обсудить проект, направленный на пополнение украинской календарной традиции еще одним памятным событием, связанным с именем апостола Андрея.
История Запорожской епархии, без сомнения, освящена спасительной миссией Первозванного благовестника. Мы специально акцентируем внимание на словах без сомнения в теме пребывания Апостола в наших землях, потому как для исторической науки эта тема похоже надолго и, скорее навсегда, — останется загадочной и неразрешимой.
География странствий святого апостола Андрея обширна и многообразна, его почитание в разных местах христианской ойкумены представлена огромным массивом фактов, преданий и легенд, информативность и достоверность которых по-разному воспринимается современными историками.
В памяти запорожцев хранится предание об источнике вблизи Запорожья, который был выкопан самим Апостолом. Несмотря на то, что в годы безбожной власти он был уничтожен, но по сей день на его месте собираются люди для молитвы, так как вопреки природному ландшафту, все свидетельствует о наличии там источника воды. Сейчас трудами предприятия «Мотор Сич» во главе с Богуслаевым В.А. (активного участника Фонда Андрея Первозванного) делается все для его восстановления. Кроме этого на запорожской земле было еще одно памятное место связанное со святым Апостолом – пещера на берегу Днепра, где, по народной молве, останавливался святой Андрей, однако ныне она затоплена после строительства ДнепроГЭС.
Всю совокупность локальных преданий (со всеми этнографическими деталями) невозможно объяснить просто народной фантазией или стремлением местных церквей подкрепить свое значение апостольским авторитетом. Тем более для очей веры, которая для православного христианина является более адекватным способом познания путей промысла Божия о человеке, чем методология исторического исследования — ученое сомнение не является непреодолимым камнем преткновения. Поэтому мы уверенно заявляем о нашем запорожском крае как о действительном апостольском уделе Андрея Первозванного и о своей пастве как о его Богохранимом наследии.
Миссия апостола Андрея в наших землях продолжалась трудами многочисленных его преемников и по сей день остается созидательной силой в нестабильное время, охватившее Украинскую землю.
История Первозванного Апостола в Евангелии представлена несколькими краткими упоминаниями и — что особенно нужно отметить — посредническими функциями. То немногое, что сказано об апостоле Андрее, позволяет нам воссоздать его образ. Всюду апостол Андрей появляется как посредник.
Синайский монастырь святой Екатерины сохранил для нас уникальную икону трех апостолов, датируемую XIII-XIV веками: посредствующего Андрея между Петром и Павлом. Это своего рода осмысление в красках тех миссионерских путей и ролей какие выпали этим апостолам. Можно сказать, что это символическое изображение встречи двух ментальных полюсов на пересечении разнородных, но ставших едиными не в Кесаре, а во Христе, культур. Ученики Христовы Петр и Павел как Апостолы – один для иудеев, другой для язычников, соответственно, с их несхожими мировоззрениями и ценностями. И апостол Андрей как провозвестник Евангелия для народов, живущих в Северном Причерноморье и Поднепровье, то есть на цивилизационном перекрестке.
О Славе Единородного Сына Отчего они свидетельствовали миру своими миссионерскими подвигами, и поэтому в руках апостолов Андрея и Петра свитки, а у Павел кодекс – как видимые знаки их обращенности с Евангелием Жизни не только к античному миру, но и современному, замкнувшему себя на ложных ценностях, поклоняющемуся богам иным.
Эта икона являет не столько динамику миссионерской деятельности Первозванного и Первоверховных учеников, сколько результат, саму цель их апостольства. Пред нами предстают не рыбаки или ревностный фарисей, но уже исполнившие до конца дело служения и находящиеся во свете ученики. Эта икона статична в плане завершенности дела апостолов и одновременно динамична в плане обращенности к нам и взывания к нашей ответственности. Апостолы в венценосном сиянии и одновременно в испытывающей строгости. Они по отечески грозно спрашивают у нас: смогли ли мы оправдать тот залог слова и благодати, которые они принесли в наши культуры?
В наше время происходит встреча многих, в своих принципах различных идейных потоков. В этой встрече, включающей и диалог и столкновение, к сожалению, теряется традиционно христианская идентичность. Мультикультурная Европа, пытаясь упорядочить и стабилизировать эту ситуацию, по-прежнему экзистенциально растеряна и расстроена. Теперешнее положение христианства в Европе отчасти сравнимо с его положением в первые века существования Церкви. И в прошлом, и в настоящем – борьба.
В первые века Церкви предстояло обратить мир языческий, изначально относившийся к Её благовсетию враждебно, а в наши дни стоит миссионерская задача вернуть в объятия Отчие мир дехристианизированный, оступившийся в своей гордыни в пропасть неоязычества. Воинствующий атеизм уже исчерпал свои силы, – а «дух» Европы блуждает в тени оставленности и ищет выход в сомнительных духовных суррогатах, где господствуют индивидуализм и эгоизм. Чувство взаимной ответственности друг за друга и перед другом у людей притупляется, его место занимает инстинкт самосохранения. Люди, прожившие жизнь без Бога, умирают так же бесцельно и бессодержательно, как они жили.
Всё это печальные признаки ухода от истинного Пути – Христа, о Котором 2000 лет назад возвестили Апостолы. Поэтому и стоит Андрей на этой уникальной иконе посреди двух Первоверховных апостолов – родной брат Петру и собрат в трудах славному Павлу. Апостолы напоминают о том, что, помимо того мира, в котором мы живем, со всеми его суетными ценностями, поисками и странными находками, разительными порывами и колебанием ко всякому злу – есть еще иной мир и иные духовные ценности. Помимо тех стандартов, которые устанавливает секулярное общество, есть еще иные стандарты и нормы, возвещенные учениками Христовыми для подлинной жизни мира.
Церковь говорит о человеке как члене единого соборного организма, несущем ответственность не только перед собой, но также перед Богом и другими людьми. Церковь объединяет людей в единое Тело, Главой которого является Богочеловек Иисус Христос. Единство церковного тела – прообраз того единства, к которому в эсхатологической перспективе призвано все человечество.
Главное нравственное значение этой иконы представляется в том свидетельстве, которое она несет современному европейцу: свидетельстве о победе человека над всяким распадом и разложением, свидетельстве иного плана бытия, который ставит человеку перспективу в соотношении его с Творцом, дает иную направленность по отношению к лежащему во грехе миру, иное ведение и видение мира.
Для нас глубоко символично то, что эта икона происходит от монастыря на горе Синай, где некогда Господь даровал закон Свой избранному народу, как и теперь являет сердцу то непреходящее значение христоцентричной проповеди Своих апостолов, покоящихся в сиянии славы, в перспективе вечности, готовой открыться нам по благоволению Божьему.
Эта кросс-культурная характеристика миссии апостола Андрея, отраженная в синайской иконе, как никогда актуальна в наше время и, особенно в Украине, со всей спецификой социо-культурных и политико-общественных отношений в ней. Мультикультурная Украина, остается разделенной и терзаемой разновекторными идейными направлениями. И именно объединяющий, перекрестный характер ее Первого благовестника должен учитываться при осмыслении и преодолении всех тех факторов, которые пока не дают желаемой идейной направленности. Христос как Победитель зла и Смысл Андреевской проповеди должен быть в центре чаяний украинского народа, если он хочет исцеления своих ран. Христоцентричность мышления (со всеми вытекающими антропологическими и эклезиологическими следствиями) будет спасительной для страждущей нации, к предкам которой уже приходил Андрей – «ловец человеков» из Галилеи, исполняя дело благовестия в странах, выпавших ему по жребию.
Теперь я хочу вернуться в более раннее время и кратко вспомнить о тех событиях, которые навеяли нашу новую епархиальную инициативу.
В 357 г. по поручению императора Констанция II останки апостола Андрея (за исключением честной главы) были перенесены военачальником (впоследствии мучеником) Артемием в Константинополь и помещены в основание столичного храма Святых Апостолов. Но это событие никак не отражено в календарной традиции.
Для нас еще особый интерес представляют события VI века, когда при императоре Юстиниане I обретенные при разборке ветхого храма мощи святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый Апостольский храм и погребены под престолом. Переложение мощей апостолов, было занесено как особый праздник в Синаксарь под 20 июня и по сей день празднуется вами — благочестивыми и боголюбивыми греками. В связи с этим, мы бы хотели инициировать внесение в календарь Украинской Православной Церкви летней памяти апостола Андрея в связи с этим священным событием.
Так же необходимо отметить, что при личной поддержке В. А. Богуслаева на Запорожской земле, кафедральным храмом является Свято-Андреевский собор, строятся храмы в честь святого апостола, проводятся различные культурные и общественные мероприятия, встречи со школьниками и молодежью.
По инициативе В. А. Богуслаева, имя святого апостола внесено в день памяти Крещения Руси – 28 июля по н.ст., вместе с памятью святого равноапостольного князя Владимира. Кроме этого, в г. Киеве по его просьбе нижний храм будущего кафедрального собора УПЦ уже освящен в честь апостола Андрея и князя Владимира.
Это еще больше расширят почитание и умножает славу Первозванного Апостола в нашем народе, который благочестиво хранит память о его благовестнических трудах и не перестает взывать к нему как одному из исторически первых своих святых ходатаев.
Благодарю за внимание!
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ