Особенности влияния религиозных факторов на формирование налогового сознания у граждан Украины
Лука митрополит Запорожский и Мелитопольский,
к.мед.н., к.н. по богословию
На формирование правовых систем в некоторых современных государствах активно влияют различные мировоззренческие формы, в частности религия. Причем это влияние может проявляться независимо от формального места религии в государственной жизни — и в светских, и в клерикальных государствах.
Традиционно-религиозные привычки, тысячелетиями определявшие быт и общественный уклад жизни народов, исповедующих ту или иную религию, даже не будучи официально санкционированными, продолжают управлять поведением людей, обусловливать те или иные поступки. Так было всегда. Сегодня это признано и на политическом уровне.
Религиозно-этические учения и религиозная культура несут позитивный потенциал для решения многих, в том числе финансовых проблем в современном мире. Воспитание гражданственности, соответствующих человеческих качеств в духе принятия нравственности за основу жизни, этического преображения общества — таковой видится глобальная задача духовного воспитания, осуществляемого в разных государствах, в том числе и религиозно-правовыми средствами.
Религия призвана поддерживать социальную общность и определенный порядка взаимоотношений в ее рамках, формирование налоговогосознания – какстабилизирующегофакторасуществованиягосударства и общества.
Возрождение европейской цивилизации связано с Христианство, которое тогда выступало даже не столько идеологической надстройкой, сколько являлось органическим проявлением всех сторон общественного быта. Мировоззрение народа формировалось под воздействием религиозных представлений.
С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции религии» в религиоведении подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает» религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу и обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей.
Место и значение религии в обществе определяются исполняемыми ею функциями, к которым можно отнести следующие:
1) Мировоззренческая функция (смыслополагающая): как утверждают многие исследователи, в частности, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Белла – это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. Реализуется благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.
Религия всегда давала традиционное духовное обоснование экономических процессов, формировала духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического поведения в обществе.
Наиболее сильное влияние на экономические воззрения в Европе первого тысячелетия нашей эры оказывает Христианская Церковь. Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического поведения.
Влияние религии на экономическую теорию пролегает, прежде всего, через Библию и Евангелие. Евангелие не содержит систематизированных взглядов на ведение хозяйства, но оно сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии принципам стяжательства, голой наживе. Своим призывом «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» Иисус Христос ответил не только на поставленный ему вопрос, надо ли платить подать царю, а провозгласил приоритет духовного начала в экономике.
Поэтому первоочередная задача сегодняшнего дня — способствовать развитию у человека правильного духовного видения, которое имеет решающее значение при положительном формировании мировоззрения. Без верного духовного видения невозможно полноценно освоить, понять и оценить культуру, невозможно формировать правильный взгляд на уплату налогов.
Таким образом, христианское учение наложило значительный отпечаток на экономические представления этого периода. Хотя проблема «религии и экономики» — крайне мало исследована, есть все основания утверждать, что связь между ними стала довольно тесной, тем более что Церковь быстро приобщилась и к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.
2) Регулятивная функция: С помощью системы норм, ценностей, образцов поведения, традиций выраженных в заповедях, моральных канонах осуществляет управление сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению.
Библия — это не только обряды и посты, но и наиболее справедливое и рациональное законодательство, необходимое для благополучной жизни общества — Библейский Уголовный Кодекс, Налоговый Кодекс, Патриархальный Семейный Кодекс и пр. Это законодательство, в основном, отражено в первых пяти книгах Библии, носящих название Моисеев Закон, соблюдать заповеди которого учил Иисус Христос.
Если говорить о заповедях Моисея, следует особо упомянуть две. Одна из них – «Не кради», так как отказ от уплаты налога – это фактически воровство. Другая заповедь – «Не лжесвидетельствуй» – различные способы избежать или укрыться от уплаты налогов. Что же касается заповедей блаженств, то необходимо сказать о следующих заповедях: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) и «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Эти заповеди обращены также к самому сборщику налогов, который ни в коем случае не должен отступать от них при осуществлении своей деятельности.
Обязанность гражданина уплатить налог прямо следует исходя из смысла Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ, принятый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в наши дни, играет роль «церковной конституции» в отношении Церкви с внешним миром, в том числе по поводу таких сфер общественной жизни, как государство и светское право. В соответствии с пунктом IV.9. Основ «Церковь неизменно призывает пасомых быть законопослушными гражданами земного отечества». И далее: «Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны». Совершенно очевидно, что реальное и надлежащее исполнение налоплатильщиком своих обязательств, предусмотренных нормами гражданского права, также подпадает под сферу действия не только церковного права, но и церковной морали и этики.
Настоящий православный христианин не станет показывать свою веру только на словах, но в первую очередь докажет ее делами. И дела эти вполне вписываются в светский характер государства, потому что христианские моральные принципы универсальны.
Во-первых, заплатить налог – это безусловная обязанность христианина. Во-вторых, неуплата налога по православным канонам есть присвоение чужого, то есть воровство. В-третьих, Церковь может взаимодействовать с государством в данном направлении, и это не противоречит ни светскому характеру государства, ни учению и канонам Православной Церкви.
3) Компенсаторная функция: Компенсация неудовлетворенности социальных групп своим положением в обществе и обретение надежды на лучшую жизнь. Удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причины душевного и социального дискомфорта человека не устраняются.
4) Интегрирующая / Дезинтегрирующая функции: Э. Дюркгейм считал, что функция интеграции помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Из курса отечественной и зарубежной истории нам известно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества – в объединении земель, борьбе с захватчиками. Религия дает человеку возможность самоопределиться в обществе и тем самым объединиться с единомышленниками. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению нового. Однако религиозная интеграция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой — разъединяет, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты.
5) Социально-критическая функция: религия выступает с критикой наличной ситуации в обществе. На протяжении большей части человеческой истории религия играла определяющую роль в конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным средством объяснения социального порядка.
Библия исходит из того, что государство — Божье установление, а не человеческое, поэтому оно должно выполнять волю Божью — справедливость и правосудие, а не прихоти людские — лоббирование несправедливых законов и обкрадывание народа непомерными налогами и пошлинами.
Отцы Церкви видели великую несправедливость в том, что горсть людей присваивает себе все земные богатства мира и порабощает других, лишая их хлеба насущного. Они, однако, не требовали полного отказа от частной собственности, ибо никогда люди не дойдут до такой степени совершенства, чтобы презирать земное богатство. Все свои надежды в экономической жизни отцы Церкви возложили исключительно на применение нравственных начал христианства, сформулировав основные принципы — заповеди нравственной экономики.
- Безусловная справедливость. Христианский идеал народного хозяйства основан на почве безусловной справедливости. Ведь Богу угодно, чтобы все люди были равны.
- Ценность земного богатства. Отцы Церкви неизменно оценивают хозяйственные отношения по критерию служения людям, а не их личным интересам и их стихийной борьбе, и принципиально подчиняют эти отношения системе нравственных обязанностей.
- Приобретение земных благ и пользование ими. По тому, как приобретается имущество и как используется, оно становится добром или злом.
- Ценность труда. Отцы Церкви призывали остерегаться тех, которые сами не работают, а, прикрываясь христианством, норовят жить за счет других. Праздность — великое зло. Апостол ясно возвестил: «Кто не работает, да не ест».
Вообще, Библия выступает против высокого, обременительного налогообложения, которым отличались жадные израильские цари Соломон и Ровоам. В Библии, в 3-ей книге Царств, в 12-й главе, рассказано, что царь Соломон установил очень высокие налоги, а жадность царя Ровоама привела к распаду его царства, за нежелание смягчить бремя налогов и сборов в итоге он потерял около 80% территории и населения.
Жадные современные правительства некоторых стран, к сожалению, игнорируют эти урок из Библии, и ведут себя также необдуманно, как и жадные цари Соломон и Ровоам, ибо повышением цен за ЖКХ может спровоцировать аналогичную ситуацию.
«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения…» (Библия, Книга пророка Исайи 10: 1-4).
Неисполнение гражданами своих обязанностей налогоплательщиков – это серьезная проблема, которая постепенно эволюционирует от собственно проблемы к чему-то само собой разумеющемуся. Одним из оправданий неуплаты налогов является апелляция к текстам Священного Писания и авторитету Православной Церкви. В Новом Завете мы не раз сталкиваемся с образом заимодавца и заемщика. Даже учитывая иносказательность языка Священного Писания, ни в одном месте, где есть такое упоминание, не идет речи об оправдании отказа выплачивать налоги.
6) Коммуникативная функция: религия, является средством общения верующих в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий, а также проповедей.Проповеди могут разбудить совесть, поэтому должны преследовать следующие цели:
— духовное просвещение на добровольной основе населения;
— пробуждение сознания граждан;
— побуждение граждан к исполнению законов;
— формирование устойчивых стереотипов поведения граждан, связанных с исполнением взятых на себя обязательств в труде и по отношению к ближним.
Церковь может выполнять функцию связующего звена, направленную на примирение налогоплательщика и государства. Само собой, результатом такого примирения становится регулярная уплата налогов.
Весьма действенным способом убеждения уплатить налог является проповедь в храме. Эффект от такой проповеди прямо пропорционально зависит от степени харизматичности священнослужителя, от его уровня образованности и красноречия. Священнослужителям необходимо в проповеди указывать на абсолютную недопустимость неуплаты налога, на то, что неуплаченный налог является грехом против восьмой заповеди «не укради».
Проповедь может звучать не только с Амвона, но и в СМИ, в том числе и в электронных.
Во всех случаях важно соблюдать законодательство о свободе вероисповедания, уважать религиозные чувств налогоплательщиков, особенно, если они исповедуют другую веру или не исповедуют никакую.
Кроме того, Церковь работает не только с налогоплательщиками, но и с налоговыми инспекторами, с теми, кто непосредственно занят в процессе сбора налогов. Такое всестороннее участие Церкви станет фактором примирения всех заинтересованных сторон, а также будет непрестанно напоминать всем уполномоченным субъектам о необходимости постоянно проявлять человечность также и по отношению к субъектам.
Кроме того, налоговому инспектору, необходимо помнить и о тех заповедях, которые прямо либо косвенно касаются правовых и моральных отношений между двумя участниками процесса взыскания налогов и могут повлиять на эти отношения.
7) Культурная функция: религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.
Нужно отметить, что первый налог в мире описан в Библии. В Пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Таким образом, в Библии упоминается единственный налог — десятина (Числа 18: 21; Неемия 10: 37; Малахия 3: 8-12), т.е. налог в размере 10% от чистой прибыли, который уплачивается проповеднику за проповедь Слова Божьего, за обучение народа библейской морали. В Библии нет НДС, НДФЛ и т.п. И если Бог требует от людей платить проповедникам Его Слова (Библии) налог всего в 10% от чистой прибыли, то государственные налоги и тарифы на ЖКХ тем более не должны превышать эту ставку. Вообще, Библия выступает против высокого, обременительного налогообложения, которым отличались жадные израильские цари Соломон и Ровоам.
В Новом Завете нигде не указан конкретный процент, который следует отделять от прибылей, а только говорится, что человеку следует жертвовать столько, «сколько позволит ему состояние». По сути, христианская Церковь позаимствовала 10% из ветхозаветной десятины и определила ее, как «рекомендуемый минимум» для пожертвований христиан. Тем не менее, христиане не должны чувствовать себя обязанными всегда давать десятину. Все зависит от возможностей человека.
Иисус оставил пример гражданских обязательств уплаты налога, поэтому христиане должны быть готовы платить налоги «не только из страха наказания, но и по совести».
Анализ важнейших социальных функций религии показывает нам взаимосвязь и общность достигаемых целей. Некоторые социальные функции церкви содержат в себе общечеловеческие аспекты, помогающие людям (верующим и неверующим) в борьбе за правильное культурное воспитание, восстановление упадка духовных ценностей, поднятия уровня жизни людей и многое другое. И поэтому, восстановление влияния социальных функций на общественное сознание и поведение является важным аспектом в жизни любого народа, страны, нации.
Необходимо отметить, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе. Это место не является раз и навсегда данным.
Таким образом, мы можем утверждать, что содействие Православной Церкви в процессе сбора налогов не только примирит налогоплательщика и государства, в пользу которого собираются налоги, но и во много раз повысить эффективность самого процесса сбора. Кроме того, мы убеждены, что, пришло время, когда должен быть поднят вопрос об официальном сотрудничестве Церкви и фискальной службы в сфере сбора налогов.