Раскрывая духовный смысл сегодняшнего Апостольского послания, Его Высокопреосвященство обратил внимание собравшихся на эволюцию нравственных законов и отношение человека к ним.
«Ещё в раю, до грехопадения, — сказал владыка, — Бог дал Адаму заповедь, которую необходимо было выполнять.
В частности, о хранении рая, о невкушении плодов с дерева познания добра и зла. Но особая потребность в законах появилась после грехопадения, когда исказилось нравственное чувство человека. Апостол Павел так прямо об этом и говорит: «Закон дан по причине преступлений». Но какой это был закон? Задолго до Христа все ветхозаветные законы требовали от человека одного — беспрекословного подчинения. Человек должен был слушаться и исполнять. При этом каждое повеление сопровождалось угрозой наказания. Иудеи до сих пор живут по этим законам. Соблюдаешь — будет тебе счастье, не выполняешь — готовься принять наказание. Эти законы призваны дисциплинировать человека, воспитывать и формировать его. Они побуждают человека поступать согласно предписаниям Божественной воли, но в них нет любви. Закон же Христов требует от нас поступать по любви. Не трепетать, не дрожать от страха наказания, а сделать всё, чтобы нравственный закон стал образом нашей жизни, внутренним содержанием нашего сердца. При этом Христос пришёл в этот мир не нарушать Ветхий закон, а наполнить его новым содержанием, новым смыслом и исполнить его, как верный Сын Высшего Законодателя. Если мы называем себя Христовыми, то и мы должны поступать так же. Исполнять закон Христов, — значит, жить и поступать по любви. Сегодня Господь требует от нас не просто следования нравственным законам, а сердечного к ним расположения. Человек, который родился с нравственным чувством в душе, не нуждается в том, чтобы его учили поступать честно и справедливо. Его не нужно учить любить ближнего. Для него это так же естественно, как и дышать. Он так поступает не потому, что ему это нравится и доставляет удовольствие. А потому, что он знает — этим он приносит радость Отцу Своему Небесному. Этим он исполняет Евангелие и уподобляется Христу».
Исполнение закона Христова сегодня, как сказал владыка, это избавление от нашей греховной сущности.
«Человек, исполняющий закон Христов, живущий праведной и благочестивой жизнью, не нуждается отныне в законах государственных. Он не нуждается в регламентировании своей жизни. Вот этого государство больше всего и боится. Потому делает и будет делать всё, чтобы Церковь была гонима. Если мы хотим приносить Богу радость исполнением Его закона, мы должны быть едины с Матерью–Церковью и взращивать в своей душе плоды Духа Святого. Причём плоды эти взращивает в нас Сам Бог. Наше дело — удобрять и увлажнять почву нашего сердца. Дело Божие — взращивать растение, насажденное в саду Небесного Отца и даровать ему силу плодоношения. «Вы духовнии, исправляйте согрешившего духом кротости, соблюдая самих себя, дабы и нам не быть искушенными тем же грехом, — учит нас Господь. Как важно удержать в памяти эти слова. Ибо вот единственное подспорье ближнему в его бедствиях, духовных тяготах — кротость наша. Если не имеешь духа кротости, безгневия, доброжелательности, мира сердечного, молитвы тайной за ближнего, сострадания, — то ты и не духовен. А коль не духовен, то и не смей никого обличать, тем более осуждать и пересуживать. Если же есть стремление помочь словом ближнему — облекись в кротость, исполнись Христова мира, покоя, тишины. И, стало быть, не самоутверждения ради, а святой любви Христовой ради приступи к ближнему и скажи ему слово, которое приведет его в умиление, воздвигнет его падшего, возбудит в нем ревность об угождении Богу».