— Мы, живущие сейчас, не задумываемся откуда пошла фраза «Есть кто живой?», произносимая нами в тот момент, когда мы заходим в помещение. С этой фразой входили в дома в то тяжелое время, чтобы узнать, остался ли кто живой или все ушли в вечность. А еще одну фразу — «кушать будете?» мы говорим нашим дорогим гостям. Мы должны помнить о бедствии тех прошлых лет и молиться о тех, кто не выжил, а также молиться о тех, кому все-таки удалось выжить.
Много сейчас говорят о голодоморе, от которого в двадцатые годы пострадали все люди. Что мы, простые маленькие люди, можем сделать в потоке в этом? При чём здесь религия, при чём здесь все? Но вот находятся люди, которые используют непростую ситуацию и вносят такие раздоры. И вот, чтобы такого дела не происходило, мы должны с вами решать эти вопросы таким образом: по возможности никакой политики. У нас политика одна: Господь Спаситель и Искупитель всех, пришёл всех спасти и в разум истины привести. Нет у Него пасынков, нет неполноценных рас – вся эта геополитика, все эти расовые теории хотя и стремятся строить на Священном Писании, на проклятии Ноем, скажем, Ханаана, но это неверное понимание Священного текста.
Надо всё преодолевать любовью. «Шедше в мір весь проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
Начиная с книги Иисуса Навина и заключая книгами Маккавейскими – если из этого цикла выбрать и не включать книги пророческие, а брать одну чистую историю – это бесконечные войны, кровопролития, убийства, обманы, жестокость, бесконечные отступления, идолопоклонство, ропот на Бога, как результат этого войны.
Ведь Господь, как хорошо скажет блаженный Августин, войнами лечит злые нравы людей. Как только зло достигает какой-то точки, так обязательно межрегиональные конфликты начинаются, проливается кровь. И если вовремя не одуматься и не остановиться… Вот пророки-то и выступали-то в самые критические моменты истории, дескать, люди, если вы не образумитесь, не послушаете голоса, не будете искать Бога, вы погубите сами себя. Это идёт самоуничтожение, самоистребление. И философия истории у библейских писателей очень проста: человек и народ счастлив, когда он в союзе с Богом. Он страдает и подвергает себя опасностям, когда союз этот расторгает, и он ищет других богов…
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».