Сегодня святая Церковь чтит память преподобномученика Андрея Критского, который жил во время царствования императора-иконоборца Константина Копронима (741 — 775), приказавшего под страхом смерти убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы. Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно, в храме святого мученика Маманта, обличил еретика в гонении на истинную веру. В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея, но по пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Сегодняшний день, как и любой другой день, отмечаемый нашей Матерью-Церковью, по словам Его Высокопреосвященства, помогает верующему взглянуть на себя со стороны.
«Сегодня мы чтим память преподобномученика Андрея Критского. Как известно, существуют различные виды святости, начиная от блаженных и заканчивая святителями. Все они по-разному проявляли святость в своей жизни. И у нас с вами тоже есть возможность проявить свою святость. Было бы неправильно считать, что времена святых остались в далеком прошлом. Ведь святой человек – это человек, освященный Богом и посвященный Ему. Во время литургии стоящих в храме, а, следовательно, и всю Церковь, называют святыми. «Святая святым!» – говорит диакон, и мы молимся о святости. Единственная цель христианина – обожение, восприятие в себе все большей благодати полноты Духа Святого. Христианин стремится к тому, чтобы стать святым. А святые, память которых мы совершаем, помогают нам подниматься по лестнице духовного совершенства, ставя перед нами своеобразную планку. Вот и сегодня каждый должен спросить себя: а на каком уровне я нахожусь? «Поднялся ли я за год над своими страхами, сомнениями, тревогами, победил ли свои страсти, или остался на прежнем уровне?» У вас есть пример Андрея Критского. Кто из вас, прихожан этого храма, носящего имя святого, может сказать, что за этот год преподобный вас чему-то научил, в чем-то вы стали лучше благодаря ему? Да, он был монахом, но это не значит, что и вы должны идти в монахи. Среди святых были не только монахи. Святой – это тот, кто умеет подражать Христу и являет Его в своей жизни. Что же нам, нынешним православным христианам, мешает стать святыми? «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом, неверен и во многом», – говорит нам Христос. Если пытаться где-то изменить Христу, в чем-то малом на наш взгляд, то уже этого будет достаточно, чтобы превратиться в Иуду. Иуда был один из 12 апостолов. У него были такие же чаяния, как и у остальных апостолов – ожидание славы и торжества. Ведь не случайно споры о том, кто сядет по правую и по левую руку не прекращались до последних дней Христа. Три с половиной года Иуда провел с Христом во время Его странствий, пережил немало лишений, но ожидаемое торжество не наступило. Он понял, что вхождение в число избранных теряет смысл, и решился на предательство. Да, он верил в мессианство Христа, иначе бы он не пошел за Ним. Каждый из нас имеет свой время следования за Христом. У одного он измеряется днями, у другого месяцам и годами. Но осознали ли мы Его присутствие в нашей жизни, ощущаем ли мы его? Поднялись ли хотя бы на одну ступеньку, подражая Христу и угодникам Божиим? Стали ли сами хотя бы чуть-чуть святыми? Обычному верующему человеку, простому христианину, мешает стать святым то, что в своей духовной жизни он стремится стать им уже через неделю, месяц, год. А ведь святые стяжали образ святой жизни годами пребывания в Церкви, а может быть, десятилетиями. Та планка, которую ставят перед собой люди, желая стать святыми, должна помогать развитию их духовной жизни, должна соответствовать их духовной зрелости. Ведь слишком высокая, которую к тому же хочется достичь как можно быстрее,– «все и сразу», – не менее опасна, чем чаяния Иуды. Если человек хочет въехать в Царствие Небесное на современном автомобиле, влететь на современном самолете, у него ничего не получится. Нужно трудиться. Надо работать над собой, над своей душой, усмиряя свои страсти. Нужно ставить правильные цели. Нужно искать Божьего, – и не искать земной славы».
Поздравляя духовенство и мирян с престольным праздником, владыка пожелал нести свой крест, стяжая образ святой жизни, подобно Андрею Критскому и угодникам Божьим.
«В нашей жизни много скорбей, много страданий, боли, лишений и душевных мук, но и возможностей для святости не меньше. «Царство Божие уже здесь, среди вас», – говорит Христос Своим ученикам. После чего они стали изумленно озираться, смотреть по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя со Христом. Я желаю каждому из нас просто увидеть себя со Христом. Нечего искать Царство Небесное ни во времени, ни в пространстве – оно постоянно рядом с нами».