В начале своей проповеди Его Высокопреосвященство обратил внимание собравшихся на слова апостола Павла о необходимости следовать не только букве, а духу Нового Завета.
«Христос даёт нам способность быть служителями Нового Завета. Только при этом каждый христианин должен следовать не только лишь букве, но духу закона, «потому что буква убивает, а дух животворит». Но что это значит? Ведь если буква убивает, то зачем Господь вообще оставил нам Своё Завещание? Как известно, любое завещание вступает в силу после смерти того, кто его оставил. После смерти Спасителя, Его Воскресения и Вознесения, и после сошествия Святого Духа начинает действовать сила благодати Божьей, сила Нового Завета. Вот тут как раз и происходит то, на что указывает апостол Павел, – на существенное отличие ветхозаветной и новозаветной морали. До Христа каждый человеку, совершивший преступление, был достоин наказания, чаще всего смерти. По Новому же Завету каждый грешник должен понести наказание, но по великой любви Божьей это наказание может смениться милостью. Только не всякий гнев Божий может перейти на милость. Бог простит лишь тогда, когда человек обратится к Нему и покается в своих грехах. И мы уверены, что так оно и будет, потому что «такую уверенность мы имеем в Боге через Христа».
В продолжение своих слов владыка напомнил о том, что, если жить только по букве закона, то каждый человек достоин наказания.
«Но духом покаяния он может заслужить милость Божью. В нашем время, к сожалению, кающегося человека встретить труднее, чем того, кто вне себя от злобы и ненависти. А ведь Христос приравнивает гнев на своего брата к убийству, объявляя, что эти два греха по своей тяжести как бы равны. И человек, совершивший их, подлежит наказанию, если, конечно, следовать только букве закона. Однако духом покаяния самый закоренелый убийца может заслужить прощение. Даже мёртвая, казалось бы, душа благодатью Духа Святого может ожить. Она получит животворное действие Отца, Сына и Святого Духа, потому что их единство нераздельно. Можно назубок выучить Евангелие, досконально изучит богословские науки, а сердце при этом так и останется пустым. Не будет в нём благодати Божьей, а будет лишь гордыня и злоба. Пока там будет жить самая обыкновенная человеческая спесь, там никогда не будет Бога. И такое сердце никогда не будет знать покоя. Пока не расчистит человек завалы злобы и ненависти, он не сможет ощутить присутствие Божье в своей жизни. А значит, добровольно лишает себя надежды на Его милость. Такой человек не должен удивляться: «За что Ты меня наказываешь, Господи?» Чтобы не задаваться таким вопросом, чтобы победить в себе грех и подготовить своё сердце для встречи с Богом есть только один способ – участие в жизни Церкви и Её Таинствах. Призывы к этому звучат уже на протяжении двух тысячелетий. Мы с вами услышали этот призыв, пришли в храм Божий, чтобы соединиться в Таинстве Евхаристии с Самим Господом. Пусть же сила Божественной благодати помогает нам очищать сердца, выкорчевывая из них дубы злобы и ненависти, и становиться верными служителями Нового Завета. Соединив воедино букву закона и дух закона, мы сможем исполнить завещание преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святого, без которого не может быть спасения, – ни нашего, ни тех обречённых, которых ещё так много рядом с нами».