В канун Крещения Господня каждый верующий человек постится, чтобы посвятить себя духовному переживанию и осмыслению того, что совершил для нас Господь Иисус Христос. Своим крещением в Иордане Спаситель положил начало таинству Крещения, через которое человек духовно рождается для жизни вечной.
«Сегодня мы радуемся празднику Богоявления, – говорит Его Высокопреосвященство, – потому что этот день является для нас началом нашего очищения и просвещения, нашего рождения для жизни во Христе. Если Рождество Христово было Боговоплощение, то Богоявление – это Его первый твердый шаг в этот страшный и прекрасный мир. Шаг навстречу добровольной смерти ради людей, которые Его об этом не просили и, пожалуй, никогда этого не поймут. Господь приходит к нам ради нашего освобождения, чтобы дать нам животворящие силы для борьбы с грехом, ибо только Христос может дать то, что уничтожит всякий грех. Христос приходит ради того, чтобы мы могли обожиться. А как это можно сделать? Для этого у нас есть Церковь и Таинства Церкви. Лишь только в храме Божьем действием благодати Святого Духа этого можно достичь. Спаситель крестится в водах Иордана. Иоанн Креститель совершает первое Таинство. Но делает он это не для Христа, Бог не нуждается ни в каком Таинстве. Иоанн Креститель совершает это для того, чтобы взыскать погребенный страстями образ Божий в человеке, чтобы обновить и оживотворить поврежденную природу нашу. А для того, чтобы открыть возможность каждому из нас усвоить эти благодатные плоды Своего крещения, Иисус Христос прикосновением Святейшего Божества Своего к водам Иорданским освятил все естество водное. Своим Крещением Спаситель положил начало Таинству Крещения – одному из семи главных церковных таинств, через которое человек рождается для жизни во Христе. В Таинстве мы становимся одной плотью со Христом. И если мы хотим воспользоваться самым главным свойством крещенской воды – вспоможением в очищении от грехов, то предварительно должны принести достойный плод покаяния. Участвуя в богослужениях, мы замечаем, что любой праздник переживается нами, как событие, происходящее сейчас и конкретно для каждого из нас. Вот и сейчас праздник Богоявления – это приход Христа к каждому из нас, чтобы исцелять, помогать, совершать чудеса, но прежде всего, –научить нас любви, потому что без любви всё – ничто. Пусть же каждый из нас на своем жизненном пути будет свидетелем Богоявления и этой великой жертвенной любви».