С незапамятных времен человек пытался найти эликсир бессмертия, эликсир вечной молодости. Выдающиеся ученые умы прошлого и настоящего ищут формулы чудодейственных рецептов, которые могли бы стать панацеей и продлить жизнь. И все это только потому, что человеку свойственно желать жить вечно.
«Человек действительно хочет жить вечно, – говорит Его Высокопреосвященство. — Неудивительно, что он так трепетно относится к собственному здоровью. И в храм он спешит зачастую, чтобы избавиться от болезней, то есть больше заботится о продлении жизни тела. И при этом он забывает, что желание жить вечно исходит от нашей души, которая бессмертна. И мы должны больше думать о её спасении, а не о продлении земного бытия. Но что же делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Из Евангелия мы знаем, что с этим вопросом к Спасителю обратился один богач. Эту истории описывают три евангелиста: Марк, Матфей и Лука, – и каждый со своими весьма значимыми деталями, которых не встретишь у других. Но суть остается неизменной – человек должен сначала отвратиться зла. От исполнения социальных норм, которые даны Богом, но не дающие сами по себе жизни вечной, нужно последовать за Христом, исполняя уже Его заповеди. Ведь вполне очевидно, что если бы исполнения этих десяти заповедей было достаточно для жизни вечной, Иисус бы был уже не нужен. Последовав за Христом, человек получает шанс наследовать жизнь вечную, то есть Божественную жизнь. Но с чего начать? Как отказаться творить зло и начать творить добро? Зло – это не объективная категория, её нет в природе. Зло субъективно, поскольку совершается в мире посредством поступков самого человека. Мы видим, что зло творится, и творится самими людьми. А это значит, что источник зла в самих наших намерениях и поведении. В этом есть что-то противоречивое, потому что человек, который страдает от разного рода зла, сам творит зло. И творит его активно и даже изобретательно, как говорит апостол Павел. Из Евангелия мы узнаем, что богатство мешает наследовать жизнь вечную. И все сразу начинают думать, что богатство – это и есть самое большое зло. Но это не так. Богатство может быть вовсе не материальным. Можно обладать неправедным богатством, то есть душевными качествами со знаком минус. А можно и со знаком плюс. Есть такое выражение «духовно богатый человек». Обычно так говорят о тех, кто материальным ценностям предпочитает духовные, кто больше думает о совершенствовании своей души. Человеку следует отказаться от тех «богатств», которые мешают идти за Христом. Нередко начав свой путь за Христом, заглянув в свою душу, человек ужасается, видя, как тесны врата и узок путь в вечную жизнь, и как от многого придется отказаться. А этого, как раз и не хочется делать. Жить вечно хочется, но жертвовать ничем не хочется. А ведь начать борьбу со злом можно с того, чтобы перестать убивать свое время, перестать его тратить по пустякам. Ведь чем больше мы проживаем дней понапрасну, тем меньше их остается для пользы нашей души, для её спасения. Да, Царствие Небесное нудится. И Христос знает это. И утешает нас, говоря, что «невозможное человекам возможно Богу… нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо больше уже здесь, на земле, тем более в будущем веке…» Каждому из нас есть что оставить, идя за Спасителем. Кому-то, быть может, придется поделиться с другими своим материальным благосостоянием, кому-то – поступиться своим комфортом, временем, убеждениями, прежними ценностями. Но совершенно очевидно, что абсолютно всем придется расставаться с грехом, со всей своей искаженной, ветхой природой. Сделать это так же трудно, как сбросить кожу. Но руки Христа уже протянуты к нам и Он говорит: «Покайтесь, Царство Божие близко». Тысячи, миллионы людей уже проделали этот покаянный путь и достигли его вершины – приобщения к Божественной жизни. Теперь очередь за нами».