Поздравив с началом Великого поста, началом весны духовной, Его Высокопреосвященство обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом о значении этого спасительного времени для каждого верующего.
«Для того чтобы человек смог осознать милость Божью, ему необходимо осознать, что он грешен. А часто ли это происходит? Если взглянуть на наш нынешний мир, то получается, что не часто. Но чем положение человека, пораженного серьезной болезнью, отличается от человека, впервые осознавшего свою греховность? – практически ничем. Человек, впервые осознавший, что он грешен, не верит в это, как не верит и человек с физической, телесной болезнью. Ему кажется, что ничего не случилось, и его нынешнее положение мало чем отличаемся от положения других людей. Он отрицает своё заболевание, потому что не хочет в это верить. Налицо неприятие болезни. Он готов признать свою греховность, свою болезнь, но лишь настолько, насколько больны и все остальные. То есть человек не признает своей болезни и тяжести своего состояния. Но после осознания наступает следующий этап – человек начинает искать способ исцеления. Больной физически бросается на поиски врачей, знахарей, бабушек-целителей. А что же остается человеку, осознавшему свою греховность? Прежде всего, ему следует перестать суетиться. Ведь почему этот мир такой суетливый? Да потому, что повседневная суета заглушает боль и угрызения совести. И есть только один способ противостоять греху – начать выздоравливать, избавляться от своих духовных немощей. Но чтобы исцелиться, надо прежде всего почувствовать свою болезнь и познать нужду во враче. Без признания её человек болен безнадежно. Христос – Врач наших немощей. Но Он ждет обращения к Нему, ждет признания от нас в своих грехах, и тогда Он снимает их с нас и дает силу бороться с ними. Вот для чего нам нужно покаяние. Канон Андрея Критского, который мы начинаем читать – это не просто перечень грехов, это начало нашего выздоровления, это те семена, которые в будущем принесут для нашей души плоды благодати Духа Святого. Но этих плодов может и не быть без желания измениться, стать лучше. И начинать нужно с наших мыслей. Какие они? Добрые, светлые, направленные на созидание или на разрушение? Живем ли мы осуждением ближних, или напротив, сочувствием, состраданием, пониманием человеческой немощи и желанием помочь. В покаянии нуждаются все люди без исключения: все больны, все в духовных язвах. Не стоит оправдываться тем, что тот или иной проступок невелик, неважен, незначителен. Не бывает поступков ничтожных, каждый поступок может иметь серьезные последствия. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство – важны и реальны, как реально все в этом мире. Поэтому всё самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности».
По словам владыки, очень часто осознание себя тяжело больным ввергает человека в состояние депрессии.
«Вокруг нас сегодня очень много таких людей. Мы видим их на улицах, видим в общественном транспорте. Они могут быть и озлобленными, и отчаявшимися. И так может продолжаться очень долго, пока человек не начнет возвращаться к Богу. Этот мир погружается в хаос, потому что князь мира, князь лукавства управляет помыслами всего рода человеческого и его желаниями. Чтобы этого не произошло, сегодня, как никогда, жизненно необходимо соработничество Бога и человека. Вся история человечества – это борьба добра и зла. А это значит, что человек может быть или с Богом, или против Него, – третьего не дано. И время Великого поста как раз и помогает нам найти ответ на самый главный вопрос: с кем мы?
Желаю всем, кто стал на спасительный путь Великой Четыредесятницы, на это славное поприще борьбы с грехом, пройти его смело, ничего не боясь, как и подобает воину Христову. Желаю постоянно прислушиваться к своим чувствам, своим мыслям, заглядывать в глубину своего сердца, чтобы обнаружить в нем симптомы тех духовных недугов, которые тревожат и беспокоят нашу душу, мешая нам духовно пробуждаться».
Завтра Его Высокопреосвященство продолжит чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского.