«И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь».
Сегодняшнее евангельское чтение, как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, «в очередной раз указывает на нашу способность скорее замечать противоречия и нарушения в соблюдении физических законов, чем нравственных. А ведь второе куда важнее. И физические законы, и нравственные, даны нам Богом. Если соблюдение первых происходит нами неосознанно, мы можем и не догадываться об их существовании, то нравственные нам всем хорошо известны. И самый главный из них – закон любви. От соблюдения этого закона зависит в первую очередь нравственный, духовный уровень человека, а потом уж и его физический. Почему этот закон так важен для нас? Да потому, как говорил Иоанн Богослов, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает и в Боге». Нет любви в человеке, нет в нем и Бога. Но Бог не только дал нам законы, Он дал человеку свободу выбора. Отныне человек сам выбирает, как ему поступать. Но момент выбора – это еще и момент веры. По сути, если лишить человека веры – значит лишить его свободы. Человек создан со свободной волей: может жить с Богом, то есть богоугодно, а может – без Бога. Когда человек выбирает жизнь не богоугодную, то есть осознано идет на нарушение Его законов, он совершает зло. В природе зла нет, только человек может его сотворить. Момент совершения богопротивного поступка и есть дверь для вхождение в мир зла. Только обладая свободной волей, человек, отпав от Бога, может совершать богопротивные деяния. Как говорил Господь: «Кто со Мной не собирает – тот расточает». Отпавший от Бога мир, хочет того человек или нет, «во зле лежит». Человек может на некоторое время сопротивляться желанию сделать зло, но без Источника жизни, без благодатной Божией помощи он свою немощь победить не может. Только вера и любовь могут помочь человеку не стать источником зла, не стать нарушителем закона Божьего. Соблюдение этого закона позволяет человеку, наделенному свободной волей, свободно мыслить и анализировать свои поступки, а не быть послушной марионеткой в дьявольских руках. Ведь чего добивается враг рода человеческого? Заставить человека жить по страстям, в угоду своим низменным инстинктам, совершая грех за грехом. Любой грех всегда связан с потерей благодати, поскольку он богопротивен. Это предательство, потому что человек предает Бога. И это богоотступничество повреждает природу человека. Причем, повреждает сразу. Грех подобен яду. Может быть сразу смертельная доза, а бывает постепенное отравление. Если грех «потребляется» небольшими порциями, воля и силы теряются постепенно, но неизбежно повреждается все духовное состояние человека. Не надо думать, что если ты совершил один грех, то во всем остальном у тебя порядок. Все расстраивается, ты начинаешь идти не по тому пути. Есть только один выход из этого тупика: необходимо вернуться на правильную дорогу, преодолеть зло в себе, примириться с Богом. Это как ссора отца с сыном, когда отец говорит: “Не делай так”, а сын не слушает и поступает вопреки воле отца. Как в этом случае им помириться? Сыну надо пойти к отцу, попросить у него прощения и не поступать так впредь. Грех – это ссора человека с Богом. Так же, как и при ссоре с отцом, человек должен придти к своему Небесному Отцу и сказать: «Господи, прости, я сделал не так», покаяться».
В заключение Владыка пожелал ничего и никого не бояться, постоянно бороться с грехом во всех его проявлениях, боясь лишь одного — лишить себя вечного Источника жизни.
«Без благодатной помощи Божьей грех победить невозможно. А для этого мы должны стойко стоять в нашей вере православной, исполняя те законы, которые дает нам Господь, и главный из них – закон любви».