«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы».
Настоящая притча, как сказал Его Высокопреосвященство, применима и к нашей земной Церкви.
«Люди, в душах которых Господь посеял семена веры, стали сначала добрыми христианами, а потом святыми. Царство Небесное, «которое внутри вас есть», стало для них Царством благодати уже здесь, на земле. Они исполнились Духа Святого, который освящает всего человека – тело и душу. Но есть люди, которые, хотя и уверовали в Христа, и пришли в Его Церковь, но их вера не принесла добрых плодов. Более того, они сами превратились в сорняк. Это в обычной жизни мы видим в поле как стебли пшеницы, так и плевел. В духовной же жизни нет такого четкого разделения. Сегодня человек может быть пшеницей, а завтра он уже бурьян. Причем кем быть, он решает сам. Этот выбор нам предлагает сделать Господь. Он уважает нашу свободу, потому что для Него человек, лишенный свободы, уже не человек. Являясь высочайше свободным Существом, не зависящим ни от чего, безграничным и беспредельным, Бог наделяет такой же свободой и человека. Свобода – это Божий дар. Мы все призваны быть свободными настолько, насколько мы сами этого хотим. Насколько свободен наш дух, ибо свобода есть неотъемлемое свойство человеческого духа. Поэтому выбор, который делает человек, не всегда очевиден. Одних свобода, из-за духовной немощи, приводит к угождению плоти, других же – сильных духом, к служению Богу и людям. В этом случае Бог первых оставляет, потому что уважает их выбор, а вот вторым, – всегда помогает. Он всегда рядом с ними».
При этом, как отметил владыка, чтобы вторые не возгордились, Господь им тоже может посылать испытания.
«Бог не случайно наделяет нас как хорошими, так плохими качествами. Если бы человек был наделён только добродетелями, то даже в раю он не почувствовал бы себя по-настоящему счастливым. Господь так поступает, потому что верит в наше исправление, в наше покаяние, иначе бы Он не приходил в образе человеческом, а сразу бы пришёл судить. Он пришёл как обычный человек, как плотник, и не к одному народу или, тем более нации, а ко всему человечеству. Пришел, чтобы соединить нас с Собой, приобщить нашу больную, немощную и развращенную природу к Своему Божеству. Ведь жизнь без Бога – это не жизнь вовсе, а существование, времяпрепровождение. Сегодня Господь обращается к нам, к живущим духовной жизнью. Ко всем тем, в ком Он заронил семена веры. Он говорит нам: «Вы духовнии, исправляйте согрешившего духом кротости». Это значит, что мы должны первыми принести Ему плоды терпения и смирения. В смирении и терпении нашем – начало нашего собственного исправления. Смиряясь, исполняя закон Христов, человек избавляется от своей греховной сущности, а значит, происходит торжество духа над плотью. В сегодняшний день я хочу поблагодарить всех, кто пришел разделить радость евхаристического общения, за возможность вновь засвидетельствовать перед Богом наше единство, и пожелать взращивать в своей душе плоды Духа Святого, исполняя тем самым закон Христов».
В этот день Правящий архиерей Запорожской епархии Высокопреосвященнейший владыка принимал поздравления с Днём своего Рождения.
Духовенство и верующие пожелали Его Высокопреосвященству помощи Божьей в несении креста архипастырского служения, благословенных успехов во всех начинаниях, доброго здоровья и долгих лет жизни.