«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».
«И есть лишь одно обстоятельство, которое может помешать нам услышать слово Божье, – говорит Его Высокопреосвященство, – это мы сами. Господь четко нам говорит, что «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит…» Но о какой вечной жизни может идти речь, и о каком воскресении, если человек сосредоточен только на себе и на своей жизни. Человек, который живет одним днем и думает только о своих земных проблемах и хлопотах, попросту не может думать о своем воскресении. Да, он боится смерти, его сердце сжимается от ужаса при одном упоминании, поэтому он гонит саму мысль о смертном часе и надеется жить вечно. Но жить вечно здесь на земле. Мы же готовимся к жизни иной, поэтому уже сейчас думаем о том, что скажем Господу, представ пред Ним на Страшном Суде. Верующий человек чтит Господа и всеми своими душевными силами старается слушать каждое Его слово. Но слушать слово Божье – это прежде всего слушаться, веровать в Христа, посланного Отцом Небесным и с любовью исполнять Его волю. Ведь только так на земле открывается Царствие Божие – переход от смерти к вечной жизни, переход к Богу Отцу во Христе и со Христом. Но телесное воскресение, о котором мы поем в Символе Веры, наступит только после воскресения духовного, поскольку оба эти воскресения находятся в тесной внутренней связи между собой. Восприятие человеком истинной жизни, жизни духовной, есть начало его торжества над смертью. Господь призывает к пробуждению духовно мертвых к истинной, святой жизни в Боге. Пока мир будет жить в злобе и ненависти, человек будет оставаться не способным к духовному пробуждению, потому что будет глух к призывам Церкви. А пробуждение духа начинается с наших с вами сердец, с того сосуда, который должен наполняться Божественной благодатью, наполняться добром и любовью, а затем всем этим делиться. Христос явился как Жизнь и Свет в духовно мертвый и погруженный в духовную тьму мир. Те же, кто уверовали в Него, воскресли к новой жизни и сами стали светом. Те же, кто отвергли Его, остались во тьме. Если мы хотим стать светом, то должны постоянно задумываться о своей душе. Сегодня мы поминаем наших усопших сродников, молимся и просим для них оставления грехов. Мы оставляем все это на суд Божий, мы не можем сказать кто из нас попадет в рай, а кто в ад. Право судить есть только у Христа: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Но прежде чем мы предстанем перед Господом, у нас еще есть время для нашего собственного нравственного суда, который и приведет нас к последнему всеобщему Страшному Суду. Можно говорить, что с каждым вздохом мы приближаемся к Страшному Суду, но в то же время мы можем сказать, что с каждым вздохом мы приближаем встречу с Господом. Когда мы готовимся к встрече гостей, мы стараемся, чтобы все было на самом высшем уровне, чтобы гости ушли от нас довольными. А здесь встреча с Самим Господом. Таким образом, будем же делать все от нас зависящее, чтобы достойно подготовиться к этой встрече и наследовать жизнь вечную в райских царских обителях».