«Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
«Мы знаем, – говорит Его Высокопреосвященство, – что у Марии был выбор, – она могла отказаться, но не сделала этого. А ведь и к нам Господь обращается с благой вестью, только часто, к великому сожалению, человек остается глух. Господь уважает нашу свободу. Но на что мы её тратим? Зачем человеку такая свобода? Зачем нам свобода от благой вести, которая постоянно звучит в храме Божьем? Зачем человеку свобода от здравого смысла, от добра и справедливости? От человеколюбия и взаимопонимания? Человек отказывается от благой вести, потому что это предполагает жизнь по заповедям Божьим, жить так, как учит Христос. А это всегда связано с определенными ограничениями, отказом от привычной жизни. А какая жизнь является привычной для человека? Конечно же, это жизнь тела, а не жизнь духа. Благовестие звучит для нас постоянно. Но солнце отражается только в чистых водах, а небо – только в чистом сердце. Благая весть – это великая радость. Сердце с грехами не способно вместить эту радость, не способно стать истинной обителью для неё. Мы знаем, что человеческое сердце никогда не бывает пустым. Оно или наполнено адом, или миром, т.е. Богом. Содержание сердца зависит от его чистоты. Благая весть нам нужна для того, чтобы мы могли подняться к Богу, подняться в Небо. Схождение Бога к людям – самое неустрашимое деяние Божьей любви, Божьего человеколюбия, самая радостная весть для чистых и самое невероятное событие для нечистых сердцем.
Но кто же виноват в том, что это великое событие остается незамеченным, или почти незамеченным? Только сам человек и никто другой.
Только лишь потому, что сам человек не хочет заглянуть в свое сердце, не хочет увидеть небо в нем, не хочет достичь небесной чистоты, не хочет посвятить свою жизнь служению Богу. Это не значит, что все должны стать монахами, нет. Это значит, что на первом месте для нас должен быть Христос, желание не согрешить. Быть честными и богобоязненными христианами. Любить и правильно воспитывать своих детей. Недаром говорят, что дети – это экзамен, который родители сдают перед Богом. Причем переэкзаменовки здесь не бывает, если провалил, то провалил. Наше отношение к Богу свелось только к ожиданию чуда. Человек ожидает чуда от Бога, а когда чудо приходит, не верует в него. Насколько это оскорбительно для Бога и унизительно для человека. При этом человек сам себя унижает. Ангел, войдя к Марии, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Новое творение – радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Это первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святого, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные – те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью. Благословенна Ты между женами. С кем Господь, с тем и благословение. Удаленность Бога от человека есть проклятие, близость Бога к человеку есть благословение. Царь Соломон однажды сказал, что ничто не вечно под луной. И, тем не менее, есть то, что всегда будет вечным и новым. Это та благая весть, которая звучит со дня прихода в мир Христа, весть о нашем спасении. Весть о том, что нас Бог милует и укрепляет, весть о том, что каждый из нас имеет возможность обратиться к Богу. Сегодняшний праздник еще называют днем мира. Так пусть же в наших сердцах воцарится мир духовный. А для этого постараемся очистить их, чтобы они стали обителью благодати Божьей, Божьего мира и Божьей любви».