«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных».
Эти слова апостола Павла, как отметил в своей проповеди Его Высокопреосвященство, заставляют задуматься каждого верующего человека о необходимости постоянного труда на ниве Христовой.
Каждый человек по своей природе творец. Таким создал его Господь. И прежде всего творец над своей душой. Он призван трудиться над взращиванием в своей душе тех качеств, которые принято называть христианскими добродетелями. Но зачем нам это нужно? Вот если человек ставит перед собой цель – приобрести автомобиль или квартиру, он готов трудиться и день, и ночь на трёх работах. А сколько времени готов человек трудиться на ниве Христовой? А ведь облагораживание своей души, неизмеримо важнее. Ведь такой труд помогает нашему восхождению к Богу.
Любая сфера человеческой деятельности требуют творческого подхода, а значит, приближает нас к Богу. В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на недостижимые высоты. И здесь без веры – нельзя. Только вера помогает нашей душе раскрыться в полной мере. Человек, доверивший свою жизнь, свой талант Богу, уже не сможет жить как все. Его стремление преобразовать мир будет иным, чем мы сегодня видим. Ведь любая революция, любая война, любой кровавый конфликт есть следствие желания человека преобразовать мир под себя. Но только он это делает в своём падшем состоянии, своей изуродованной грехом душой. Лишь верующий человек не станет этого делать, потому что в каждом он видит образ Божий. Пусть искажённый грехом, но все-таки образ Христа. Он видит его во всём, что нас окружает. В каждом звуке, в каждой мелодии, в каждом дуновении ветра, в каждом слове, пусть и произнесённом злым и жестоким человеком. А всё потому, что для него человек измеряется не от головы до ног, а от головы и до неба».
Человек, по словам владыка, должен всегда трудиться над своей душой, борясь со своими страстями.
«Главное наше творчество состоит в изменении нашей души. Мы должны уподобиться тому гениальному скульптору, который первоначально берёт камень, и убирает всё лишнее, чтобы получился шедевр. А инструменты для этого даёт нам Господь. Он прожил такую же земную жизнь. Так неужели мы не можем у Него ничему научиться? Он пришел в мир и создает Свою Церковь, чтобы спасти каждого из нас. Даёт нам все, что необходимо для нашего спасения. Наш с вами жизненный путь – это путь не только восхождения к Богу и шанс стать, подобным Богу, потому что мы имеем возможность преобразовывать природу не только своими руками или интеллектом, но и молитвой. Из житий святых мы знаем многочисленные примеры, когда по молитвам подвижника бесплодные земли давали богатый урожай, в пустынях начинали бить родники. Так, после закрытия некоторых монастырей из ближайших рек почти исчезла рыба, а из лесов – грибы, и только когда монашеская жизнь возобновилась, местные жители с удивлением обнаружили, что природа постепенно восстанавливается и снова даёт людям свои дары».
В заключение своих слов Запорожский митрополит пожелал не унывать и помнить ради чего верующий человек переносит свои скорби.
«Мы знаем, что Бог есть Спаситель всех. Всех, кто готов принести Ему своё покаяние и свою молитву. Высочайшее творчество есть творчество над своей совестью, а точнее – над своим сердцем. Работу над собственным сердцем святые отцы называли искусством искусств и художеством художеств. Наше очищенное от страстей сердце и есть самый гениальный шедевр, который мы только способны сотворить. И это в наших силах при помощи Божией».