Обратившись затем к верующим, Его Высокопреосвященство призвал задуматься о степени вины как тех, кто предаёт, выносит приговор, мучает и казнит Христа, так и тех, кто остаётся равнодушным ко всему происходящему.
«Виновниками смерти Христа являются не только Иуда, римский наместник, первосвященники, старейшины израильского народа и жители Иерусалима, требующие казни, но и те, кто посчитал, что его это не касается и занимался своими повседневными делами. Не так ли происходит и сейчас? Ведь казни Христа требовал не весь народ, а каких-то несколько десятков, может, сотен человек. Родственники первосвященников, бездельники, оболваненные пропагандой, или просто невменяемые люди. Но большинство проходили мимо и не вмешивались. А ведь на их глазах происходило самое страшное преступление за всю историю человечества. Невинный принимает смерть за чужие грехи. Христос терпит лишения, клевету, издевательства, насмешки, которые сегодня терпит Его Церковь. А что при этом большинство народа?…
Мы собрались сегодня возле Христа, чтобы мысленно вместе с Ним пройти путь от претории до Голгофы. Чтобы попытаться хотя бы предстать всю ту ненависть, на которую способен человек, решивший убить Бога. Сатана ничего не смог сделать с Христом, а люди, ради которых Он приходит в мир, смогли. Но почему? Что могло произойти в их сердцах? Насколько извратилась их нравственная природа, что на любовь они ответили ненавистью! Только не ненавистью отвечает на это Господь, а словами: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». В этих словах недостижимая нами высота смирения и высота терпения, тем паче высота мужества и верности. Ни один человек не способен этого сделать. Но Он хочет, чтобы эти возможности были у нас благодаря Его Церкви».
Мы вспоминаем спасительные страсти Христовы, как сказал владыка, чтобы не забывать о том, к чему приводит грех.
«Грех порождает ненависть и ведёт человека к смерти его души, лишая возможности соединиться с Богом в Царствии Небесном. Но наше спасение, наше бессмертие, наше возрождение в любви и верности Христу. Он хочет нашей любви, Он жаждет её, даже находясь на кресте. И хочет, чтобы наши сердца очистились от всякого греха. Сегодня мы мысленно стоим у ног Христа, лобзаем их, предчувствуя и переживая с Ним Его муки. И спрашиваем себя, а можем ли мы на Его безграничную любовь, ответить своей любовью? Пусть и не жертвенной. Как бы мне хотелось, чтобы мы были в числе того малого стада, которое последует за Христом до конца.
Современный мир навязывает нам свою волю, пытается лишить нас любви к Богу. И делает это испытанным способом – клевища, запугивая, и, поощряя равнодушие. Большинству безразлично, что происходит вокруг. Им нужно одно – лишь бы их не трогали и оставили в покое. Но разве покоя искал Христос, разве к этому Он нас призывал? Человечество ещё спит, но рано или поздно оно пробудится от сна и ужаснется при виде творимых им злодеяний. То, что заложено в нас Богом, может вырвется на свободу из плена страстей и греха, благодаря Христу. И не страхом и злобой мы должны отвечать на любовь Христа, а любовью. И это время наступит, и очень скоро. А насколько скоро, зависит от нас с вами, от нашей с вами внутренней нравственной свободы».