Мытарь и фарисей пришли в церковь помолиться. Фарисей во время молитвы своей хвалился делами своими и осуждал других, а мытарь с глубоким сознанием своего недостоинства молился так: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». Первого осудил Господь, а последнего оправдал, говоря: «Всякий возвышающийся унижен будет, а унижающий себя – возвысится».
Как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, подобного рода случаи внешнего благочестия нередко встречаются и в нашей повседневной жизни.
«Нередко нам приходится убеждаться в том, что внешнее проявление благочестия бывает ложным. Под маской внешнего благообразия скрывается заурядная духовная пустота. В маске благочестия обычно ходят грешники, причем грешники, которые и каяться не собираются. Эта маска прикрывает духовную леность и нежелание изменяться. Во все времена Церковь призывала и призывает человека меняться становиться лучше, духовнее, возвышеннее. Опасность внешнего фарисейства состоит в том, что человек забывает для чего он приходит в церковь. Находясь на богослужении, он забывает, что пришел к Богу, пред Которым он должен раскрыть свое сердце. Молитва таких людей никогда не бывает криком души, как у мытаря. Молитва мытаря была воплем души, в смирении взиравшей на свои грехи и в дерзновении веры призывавшей милосердие Божие уврачевать страдания немощи. И Бог с благоволением внял ей, ибо Он видел человека, требующего Его помощи и сознающего собственное бессилие для обновления своей природы. Смирение сделало мытаря достойным благодати Божией. Мытарь стал вдали в храме и не смел даже поднять очей своих на небо. Он не шел вперед, хотя был человек должностной, собиратель пошлин, и, вероятно, с хорошим состоянием. В церкви нет различия. Все имеют равные права. Самое невидное место вполне достаточно для того, чтобы возноситься в молитве к Творцу. Мытарь ударял себя в грудь – истинная, пламенная молитва не может быть без внешнего выражения. Внутренние движения сердца невольно проявляются и во вне. Этой притчей Церковь подготавливает нас к Великому посту, научая тому, что нужно в первую очередь для спасения нашей души. В Евангелие Господь чаще всего обличает фарисеев и книжников и предостерегает нас от закваски фарисейской. А что это такое? Это и есть та маска, которая скрывает подлинного человека. Можно хорошо говорить, знать Священное Писание наизусть, но внутри быть пустым. Так происходит от того, что такой человек не понимает для чего ему нужны эти знания. Если для собственного возвышения и самомнения, то проку в них не будет никакого. Сейчас много говорят о патриотизме, зачастую путая это святое чувство с шовинизмом. Патриотизм – это любовь к Родине, а шовинизм – это ненависть ко всему чужому, иноверцам. Такие лжепатриоты живут по принципу « не такой – чужой – чужак – враг». Не является ли это проявлением фарисейства? А ведь любовь и ненависть это совсем разные чувства. Любовь попросту не сможет появиться в сердце того, кто пылает ненавистью к ближнему. Любовь к ближнему начинается со смирения своего самолюбии, своей гордости. Где нет духа истинного смирения, там не может быть никакой добродетели. Особенно больно смотреть, как ядом фарисейства отравлены те, кто призван вести человека к спасению. Фарисеи во все времена призывали всех исполнять законы, в то время как сами эти законы не соблюдали. Истинный пастырь ведет к Богу, а ложный к себе. В истинности этих слов нам, к великому сожалению, приходится убеждаемся все чаще и чаще. Мы видим, как все в этом мире отравлено ядом фарисейства. Но как тогда поступать? А для чего нам дана Церковь, для чего Христос пришел в этот мир? Пред нами в жизни две дороги: или мы пойдем стопами фарисея к собственному покою, внешнему почету, ко всему, чем питается тщеславие и услаждается гордость, или же вступим во следы мытаря с его сокрушенным сердцем, смиренным духом, заставляющим его в смущении пред живою совестью опускать глаза и просить милости у Бога. Первый путь земного благополучия – путь погибели в вечной жизни, второй – стезя горькая и темная здесь, приведет нас к источнику света и правды».
В заключение владыка пожелал, чтобы каждый, кто начинает свой путь к спасительному восхождению, постарался во что бы то ни стало избегать закваски фарисейской.
«Следите за собой, чтобы вас не поразила гордость фарисейская, которая искушает и низвергает людей в погибель, делает их слепыми. Ведь слепой не видит путей и спотыкается. Не образ ли это нам и современной нашей жизни? Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас! Фарисейство – наша слепота губительная. Оставим же свою гордость и придем со смирением мытаревым ко Христу, и в Нем найдем просвещение».