Обратившись затем со словом проповеди, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что отношение человека к Церкви во многом зависит от того, какой точки зрения он придерживается.
«Существует несколько таких точек зрения. Причем, обывательская на сегодняшний день самая распространенная из них. Обыватель в Церкви видит прежде всего здание с крестами, в котором люди в непонятной одежде проводят время за непонятными ему занятиями. Или что это религиозная организация, куда можно прийти, чтобы решить какие-то свои проблемы, а заодно поставить свечку. С богословской же точки зрения Церковь Христова всегда была и остается богочеловеческим организмом, главой которого является Иисус Христос, а мы все с вами члены этого организма. Церковь Христова для нас – это Церковь земная и Церковь Небесная. Церковь Небесная – Торжествующая, которую наполняют все небесные силы и святые. Здесь уготовано место для всех, кто последовал за Христом и победил власть греха. Земная же Церковь – это те врата, через которые мы можем войти в Церковь Небесную. Это та единственная школа, которая готовит нас для жизни вечной. Здесь Господь наш – Отец и Учитель принимает нашу молитву и наше покаяние. Начиная с Таинства Крещения, мы проходим через неё и отправляемся в вечность. Мы еще называем Церковь своей Матерью, потому что, как говорят святые отцы, кому Церковь не Мать, тому Господь не Отец. Для нашего правильного отношения к Церкви и правильного отношения между нами внутри Церкви, звучат сегодня слова апостольского послания. Все мы разные, с разными способностями и талантами, но все мы являемся членами большой православной семьи, – нас всех объединяет Господь. Вот почему, как говорит сегодня апостол, всё, чем Он нас наделил, должно служить для созидания нашей Церкви и нашей души. Здесь каждый из нас кирпичик за кирпичиком созидает свою душу для Царствия Божьего. Здесь мы учимся смирению и послушанию, учимся молиться, учимся бороться со своими грехами. Как в школе ребёнок учится писать и читать, так в Церкви мы учимся нашей вере, развивая дар молитвы и покаяния. При этом не школа должна бежать за нами, а мы должны бежать в школу, стремиться сюда, чтобы совершенствоваться и образовываться. Если мы под Церковью разумеем Тело Христово, а мы Его члены, то мы должны стремиться ко Христу, Который простирает нам Руки, принимает в Свои объятия. Стремиться самим и увлекать за собой других. Не принуждать, а чтобы человек сам, увидев наши добрые дела и наши души, наполненные любовь, сам захотел прийти к Богу. Не под воздействием силы, или страха, не по принуждению люди шли ко Христу. Они видели Его кротость и смирение, видели Его любовь ко всем людям. Он не делил людей на бедных и богатых, на злых и добрых, на грешников и праведников. Он пришел для того, чтобы человек изменился, чтобы заново научился созидать свою душу, чтобы мог укрепляться в вере. Господь всех нас наделил великим даром, – даром молитвы. Так пусть же этот Божественный дар поможет в нашей учебе, в избавлении от наших недостатков, в противостоянии с нашей духовной расслабленностью, чтобы наши преображенные души заслужили ту великую радость, которая уготована святым в Церкви Торжествующей».