В дни церковных праздников в храмах всегда много людей, которых принято называть захожанами.
«Такие люди,- как говорит Его Высокопреосвященство, — подобно евангельскому расслабленному уповают на помощь Божью, но сами ничего для этого не делают. Они ждут, чтобы Христос Сам к ним пришел и помог. Их беда в том, что они расслаблены, но не физически, а духовно, – расслаблены волей, вниманием, мыслями. Им кажется, что они одиноки, что вокруг лишь злоба и враждебность. Христос совершал многие чудеса, как и само чудо с расслабленным, во время многолюдных иудейских праздников, чтобы как можно больше людей стали свидетелями. В дни церковных праздников, особенно в эти пасхальные дни, когда столько вокруг свидетелей нашей радости, мы должны стать теми помощниками, в которых так нуждались все, кто собирался у Овечьих ворот купальни во времена Христа, а теперь стоит у ворот наших храмов. Мы должны помочь им понять, что Христос хочет прийти к каждому из них, но для этого нужно открыть свое сердце, начать верить в Него, а не в себя, или в добрых и умных правителей. Лишь тогда на помощь придет Господь и Своим премудрым Промыслом устроит все к нашему всеобщему благу. Душа человека, который живет без Бога, всегда расслаблена, она не борется с искушениями и страстями, – её все устраивает. Такое состояние называется параличом души, как писал Чехов. Святые отцы утверждают, что до прихода Христа человек творил волю греха против своего желания. После искупления же рода человеческого Христом, уверовавшие в Него и обновленные святым Крещением, уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. Покоряющиеся греху добровольно, опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха. Только Церковь может помочь человеку победить грех, открыть новый свет, – свет, который уготован для праведников. Лишь те, кто ведет постоянную борьбу с грехом, противится ему, может рассчитывать на долгожданную победу. Увлеченный и ослепленный собственным грехом человек не может не увлечься и общественным греховным настроением. Ведь сущность подвига против греха состоит в том, чтобы побуждать свою расслабленную душу, свой ум и свое сердце к постоянной борьбе. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». А что происходит с нами? Господь искупил наши грехи Своей смертью. А мы? Перестали грешить, отказались от греха раз и навсегда? Мы возвратились к нему, только теперь добровольно, а значит, и плата за это будет уже другой. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, причем, бедствий преимущественно вечных, загробных». Мы пришли в храм Божий, чтобы встретиться со Христом. Чтобы исповедаться,соединиться с Богом в таинстве Евхаристии, заслужить прощение своих грехов. Но испытав на себе милость Божью, мы не должны расслабляться, дабы не впасть в еще больший грех, и не забывать, что Царство Небесное силой берется».