Накануне важного дня церковного календаря – Прощеного воскресенья, Церковь вспоминает изгнание Адама из рая.
Изгнание Адама из рая, как напомнил Его Высокопреосвященство, стало для него, как и для всех тех, кто нарушает заповеди Божьи, отлучением от общения с Богом.
«Но не полным отлучением, не предоставлением человеку полной автономии и полного права делать все, что он хочет, но отрешением от непосредственных отношений с Богом. Мы не знаем точно, как происходило изгнание Адама из рая, но воспринимаем человеческими мыслями все то, о чем повествует Слово Божие, что с изгнанием из рая пресеклась возможность для человека прикасаться к древу жизни, к древу бессмертия. И с тех пор человеку легче вкусить грех, чем оставаться добродетельным. Грех легче прилепляется к нам, чем что-то хорошее. А все потому, что для добродетельной жизни нужны усилия, а грешить можно с легкостью. Не случайно в народе говорят, что дурное дело – не хитрое. Для сохранения добродетели нужно изрядно постараться, потому что человек легко откликается на внушения дьявола, как это и продемонстрировал случай с Адамом. Бог запретил ему, но по внушению извне, исходившему от темной силы, и по своему непреодолимому хотению человек пожелал вкусить запретный плод. С тех пор, можно сказать, что Церковь стремится отделить себя от всего дурного, что может исходить от человека, но только не от самого человека. Когда мы просматриваем всю нашу жизнь, мы задаемся вопросом: где мы можем что-нибудь изменить? Мы можем что-то изменить к лучшему в экономике, в быту, но не всегда это зависит только от нас. Есть факторы, которые зависят от политического и экономического состояния общества. Господь дал нам свободный выбор. Но это не значит, что отныне мы можем поступать так, как нам заблагорассудится. Легко предположить, чего может захотеть человек, живущий по принципу «ешь, пей, веселись. Вот почему так важно менять свою душу, воспитывать её. Господь даровал нам силы и способность сопротивляться злу. Он нас многому научил. Он дал нам Евангелие, великое нравственное учение, такое простое, ясное для каждого человека. Применяя эти величайшие знание к своей жизни, к событиям, в которые мы вовлечены, нам будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где дьявол. Более того, Господь дал нам особые средства – Таинства, которые способны вводить нас в соприкосновение с Ним, чего не имели даже святые ветхозаветные пророки. Вводить в реальное соприкосновение, с тем чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем всё для спасения, но одновременно имеем ту самую свободу, которая неоднократно уводила людей в сторону от этого спасения.
Церковь неслучайно предлагает нам все эти размышления накануне Великого поста. Потому что именно во время поста мы должны провести особую духовную работу над самими собой, над своей духовной жизнью. Подвергнуть глубочайшему честному беспристрастному анализу и суду свою жизнь. Препарировать свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше – добра или зла, добрых слов или злых слов, любви или осуждения к ближним, честности или лжи. Эти удивительные дни Святой Четыредесятницы, которые нам предстоит пройти, мы должны пройти с пользой для своей души, а значит, с пользой для жизни как в этом мире, так и в мире будущем».