После чтения Евангелия Его Высокопреосвященство обратился к своей пастве с проповедью о понимании современным человеком Царствия Небесного.
«В нашем языке есть понятие рая и понятие Царствия Небесного. Если с понятием рая все понятно. Это то место, где человек изначально находился, но в силу своего грехопадения потерял. Так в Ветхом Завете понятие о рае имеет вполне определенные материальные категории, ведь человек был изгнан из конкретного места в конкретное время, в результате чего были изменены также и вполне конкретные природные условия. А вот в Новом Завете говорится о рае как о некой духовной области. Бог становится человеком и приносит Себя в жертву, чтобы вновь вернуть людям утраченный рай. Христос говорит о рае вовсе не как о некой географической местности: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». А вот далее уточняет: «Царствие Божие внутрь вас есть». «Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа»,– учат нас святые отцы. В таинстве Миропомазания священник произносит слова «Печать дара Духа Святаго», которые означают, что мы с вами получили все, что нам необходимо, чтобы обрести Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Войди внутрь себя самого и ищи там Царствия Божия. Оно действительно там, как Господь Сам научил нас в Евангелии Своем. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что Царствие Божие внутрь вас есть». Но разве можно представить, чтобы Бог был внутри и в единении с теми, кто возлюбил грех и зло? Значит, чтобы опять возвратился к нам Бог, и опять пришло к нам Царствие Его, надлежит нам очиститься от грехов. Но как невозможно отмыть от грязи измаранное платье без воды, так невозможно и нам очиститься от грехов без помощи Божьей. И приходит в мир Христос, чтобы освободив нас от грехов, обмыв нас и очистив, открыть нам вход в Царствие Его, вселить его в нас. Он дал нам Церковь и сейчас мы стоим и молимся в храме, где присутствует благодать Духа Святого. Это можно почувствовать. А почувствовав, начать его стяжать, то есть собирать. Для Царствия Небесного, как говорил Серафим Саровский, мы должны стяжать «дух мирен». Мы знаем, что тьма – это отсутствие света, а война, которая сейчас идет, как раз и есть следствие отсутствия этого самого мира. Одно известное римское выражение звучит, как «Хочешь мира – готовься к войне». Но оно уместно, когда мир уже установлен, и его необходимо только поддерживать. А вот войной мира никогда не установить. А что мы слышим в средствах массовой информации: как можно больше летального оружия, то есть оружия убийства, как можно больше военных учений, как можно больше эскалации конфликта. Только наивный человек может рассчитывать быть победителем в ядерной войне. И в этих условиях Церковь говорит о мире, о том зле, которое несет война. И кто же захочет, чтобы голос правды звучал? Вот и начались нападки на Церковь со стороны партии войны. Но не об этом мире говорят святые отцы. «Дух мирен» – это когда в нашей душе воцарится мир духовный, – мир, который создан Самим Богом. И этот мир есть Сам Бог. Чтобы стяжать этот мир, мы должны следить за чистотой своего сердца. И когда мы этого добьемся, когда однажды почувствуем в своей душе этот мир, мы уже никогда не захотим его потерять. Я желаю каждому из нас обрести его, испытав то душевное состояние, которое было у наших прародителей в раю.
Таким образом, понятия «рай» и «Царство Небесное» со времени пришествия Христа становятся синонимичными: и первое, и второе указывают на возобновление общения с Богом и возможность обожения. При этом важно не повторять прежних ошибок, – заслужив снова войти в рай, не потерять его, поверив словам змия, а не Божьим».