После заупокойной литии у памятного знака жертвам политических репрессий духовенство и миряне прошли немногочисленным Крестным ходом (из-за карантинных ограничений) в Покровский архиерейский собор, где была совершена общеепархиальная Божественная Литургия.
В своем слове поздравляя с праздником, Высокопреосвященнейший митрополит Лука напомнил собравшимся о том, что современная история нашего края неразрывно связана с историей нашей епархии.
«Наш народ – боголюбивый народ. Именно любовь к Богу всегда помогала и помогает нам не только переносить все трудности и невзгоды, но и даёт силы трудиться на благо нашей Церкви ради её процветания. Трудно поверить, но на момент возрождения епархии в 1992 году на территории нашей области было только восемь приходов, сегодня же, их более четырехсот. А ведь это не просто исторический факт, не просто цифры статистики. Это сотни и сотни спасенных человеческих душ, – исстрадавшихся, измучившихся и наконец, нашедших свой путь к Богу. Это наши с вами родственники, знакомые, друзья, с которыми мы сегодня составляем одну большую православную семью, и эта семья будет расти. Какие бы трудные времена не переживала наша Церковь и наша страна, душа человека всегда будет устремлена к Богу, а это значит, что будущее нашего казачьего края отныне уже невозможно представить без развития нашей епархии».
По словам Его Высокопреосвященства, в то время как мы строим храмы, Европа избавляется от церквей, и счет идёт уже на тысячи.
«По данным американского Gatestone Institute, в Лондоне начиная с 2001 года закрылось около 500 церквей разных конфессий, они были превращены в частные дома и общественные здания. На официальном сайте Церкви Англии отмечается, что каждый год небольшое количество ее церквей перестает использоваться для богослужений. По сведениям разных СМИ, в год закрывается 20 церквей, согласно прогнозу организации Christian Research, к 2020 году в Англии будет закрыто еще 4 тыс. церквей. Так, в католической епархии Рексема, сообщает французская газета La Croix, предстоит закрыть 22 церкви из 62, планируется «глобальная перестройка епархии». И так происходит не только в Англии, а и в Нидерландах, Франции, Германии, в Бельгии, Швеции, Норвегии.
Неудивительно, что современную эпоху некоторые западные философы пытаются представить как «постхристианскую». Но ведь и мы переживали нечто подобное сто лет назад, с той лишь разницей, что тогда власть разрушала, а не только закрывала храмы. Церковное имущество продавалось или расхищалось, а священников преследовали. Те времена стали для нашей Церкви серьёзным испытанием. Но для чего Господь послал нам эти испытания? Если Он послал их для того, чтобы вразумить нас, то почему они имеют место сегодня? Неужели мы так ничего и не поняли? Почему кровавый маховик политических репрессий после так называемой Октябрьской революции раскручивался руками бывших студентов и выпускников духовных семинарий? Две трети большевистского руководства составляли вчерашние семинаристы. И сегодня инициатором гонений на нашу Церковь является тот, кто еще вчера называл себя её чадом. Возможно, причиной этого являемся мы с вами, как духовые пастыри. Мы не знаем чего на самом деле хочет наша паства, а паства, следовательно, не понимает, чего хотим мы от неё? Сегодня Господь, как и во все времена, ждет от каждого из нас, от духовенства и мирян одного – стяжания благодати Святого Духа. А человек продолжает стяжать комфорт, материальные блага. Может, поэтому нам и посылаются все эти испытания? Вот почему так важны и необходимы нам сегодня примеры наших новомучеников, кто в веке XX-м пострадал за веру Христову. Многие испытания выпали на их долю, но ничто не могло отвратить их от веры в Христа. Как говорил апостол Павел, «ничто в мире не может отлучить нас от любви Божьей, – ни скорби, ни страдания, ни голод, ни холод». Из-за чего скорбит современный человек? Он скорбит из-за маленьких зарплат, отсутствия комфортных условий жизни, из-за тесных квартир, плохого материального положения, из-за цинизма и бесстыдства властей. Да, наша современная жизнь далека от идеальной, но из-за всего этого человек может страдать и мучиться как угодно долго. Но стоит ему обратиться к Богу, как Господь тут же укрепит, вразумит и утешит его. Господь скорбь поменяет на радость и примет человека в свои объятия».
Наша запорожская земля, как сказал владыка, сегодня созиждется не только на примерах кровного мученичества, но и на нашем бескровном мученичестве.
«Бескровное мученичество всех истинных чад Христовой Церкви – это выдерживание тягот самопринуждений к любви и невольных скорбей. Это значит умерщвлять в себе самолюбие, которое мешает нашей душе становиться боголюбивой, мешает нам стремиться к Богу. Когда река знает свое русло, тогда ее воды всегда достигнут океана. Так и наша душа, когда она будет находиться в русле любви к людям, она всегда будет устремлена к Богу. Христос хочет, чтобы мы любили Бога через любовь ко всякому человеку. Если же этого еще не можем, то, по крайней мере, хотя бы не ненавидеть его, не хулить и не осуждать. Не поступать по принципу «я так хочу», а поступать так, как того хочет от нас Христос. Сегодня для нас время проверки, время ответа на вопрос: готовы ли мы и дальше твердо следовать за Христом?»
В заключение владыка искренне поблагодарил участников детского хора за их прекрасный дебют – часть песнопений Божественной Литургии исполнялась именно детьми. В связи с этим, владыка отметил, что «умиляется сердце, когда видишь детвору не только причащающейся, но и принимающей активное участие в Богослужении, это свидетельствует о том, что, по милости Божией, у нас есть будущее, так как наши дети видят в нас пример для подражания. Будем стараться не разочаровать их, работать над собой, чтобы они, видя наши труды в деле спасения душ, усиливали и свое рвение в этом направлении!»
Также владыка еще раз сердечно поздравил всех с праздником и призвал к молитве и труду на благо и процветание Церкви Христовой и нашего запорожского края.
«Сегодня мы собрались все вместе и причастились у единой Чаши. Этим мы засвидетельствовали миру о нашем единстве. Все мы с вами члены Церкви Христовой, частички Тела Христова, которые живятся благодатью Духа Святого. Будем же дорожить этим и прославлять Бога не только на словах, но и своими добрыми делами. Все мы призваны к святости, так будем же достойны высокого звания христиан, будем твёрдо идти по пути, указанному святым апостолом Андреем и проторенному многими и многими подвижниками Запорожской земли».