Всякое совершаемое заупокойное богослужение, по словам Его Высокопреосвященство, должно заставлять думать не о столько том, что все вокруг смертны, а о том, что все мы благодаря Христу победили смерть.
«Особенно в дни Вселенских поминовений усопших, Святая Церковь напоминает нам, что наша жизнь – это жизнь в любви Христовой. Господь пострадал за нас, пролил кровь, умер за нас и воскрес. Произошла победа над смертью, одержанная Христом. Но стало ли человечество меньше думать о смерти? Стало ли оно меньше её бояться? Эти вопросы по-прежнему будоражит умы многих поколений людей. И в первую очередь тех из них, у кого тело господствует над душой. Они уверены, что если плоть подвержена тлену, если всё живое – трава, то человек, такая же трава, и с его уходом из земной жизни, для него всё заканчивается. А раз так, то стоит ли удивляться тому, как усиленно этот мир подогревает в людях такие мысли. Им предлагается забыть о совести, о нравственности, о Боге, их заставляют думать только о земном существовании. Таким людям никогда не понять, почему верующий человек спешит в храм и молится не только за живых, но и за тех, кого уже нет рядом. Им невдомёк, что у Бога нет мёртвых, – у Бога все живые. Мы верим в воскресение из мертвых и жизнь вечную. Это является краеугольным камнем нашей веры. Наша земная жизнь – это лишь прелюдия к жизни вечной в райских царских обителях, и никакие страхи, никакие насмешки, никакие пытки, никакие угрозы, ни даже сама смерть, не смогут погасить пламень надежды в нашей душе на такую жизнь».
При этом важно помнить, как сказал владыка, что и надежда, и вера в жизнь будущего века, неразрывно связаны с веком нынешним.
«И прежде всего с тем, как мы исполняем заповедь любви. В каждой семье о детях заботятся родители, они их кормят, поят, одевают, воспитывают, о них молятся и просят Бога уберечь от разных болезней и несчастий. В этом проявляется их любовь. Недаром говорят, что человек любит лишь тех, о ком заботится. А когда дети вырастают, то уже они молятся за своих родителей, и так будет из поколения в поколение. Но ведь Господь велит молиться не только за своих родных и близких, а за всех, кого принято называть ближними своими. И не только за живых. Ведь душа человека после смерти не всегда бывает спокойной, нередко она мучается из-за своих грехов, потому что не успела подготовиться. А когда мы молимся, чтобы Бог простил грехи, то Бог их прощает. Будем же молиться обо всех живых и усопших православных христианах. Это и будет наша подготовка к жизни вечной, наше исповедание веры Христовой и подтверждение того, что наша Церковь – это живой организм, к которому принадлежат не только живущие на земле, но и те, кто скончался в вере православной».