«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».
«В том, что апостол Павел призывает Ефесян, то есть жителей римского города Эфес, укрепляться Господом и могуществом силы Его, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство, – нет ничего удивительного. Они действительно нуждались и в наставлениях апостола Павла, и в его моральной поддержке, и в первую очередь в помощи Божьей. Им, как первым христианам приходилось очень тяжело среди язычников. Но мы ведь с вами живем уже в другое время и в государстве, где православная вера является доминирующей. Если верить статистике, то 74% населения Украины считают себя православными, 8% — греко-католиками и лишь 1% — римо-католиками. Значит, нам и нашей вере ничто не угрожает. Но ка понимать слова Церкви, которые мы вновь слышим в словах апостольского Послания?
Почему мы слышим это знакомое обращение «братья мои». Если вспомнить наших предков, Запорожских казаков, которых мы называем рыцарями православия, для них ведь тоже было характерно такое обращение. Как они обычно говорили: «Братья казаки, постоим за веру нашу православную!» Этот призыв звучал в те моменты, когда они собираюсь на битву с ляхами или крымским ханом. Сегодня наша Матерь-Церковь не призывает нас с оружием в руках защищать нашу веру, не призывает проливать кровь на поле брани. Её призыв звучит для другой борьбы, для борьбы с врагами невидимыми – с духами злобы поднебесной. И полем сражения с этими врагами является наше сердце. Враг рода человеческого пытается проникнуть туда через различные уловки. И тут важно знать, что человек защищает и от кого, и кто является его союзником. А что является для человека самым ценным, что он должен бесстрашно защищать? Самым ценным для нас является душа. И есть только один враг, только одна сила, способная убить нашу душу, это сила дьявольская. Именно для борьбы с этой силой нам и нужно укрепляться Господом и могуществом силы Его».
По словам владыки, наша жизнь есть непрестанная борьба с грехами и страстями, в которой не может быть перемирия.
«В этой борьбе может быть только один победитель, – или мы, или дьявол. На нашей стороне Христос, на второй, на противоположной стороне все прелести и соблазны мира, которыми заправляют бесы. Они повсюду и всегда окружают тех, кто называет себя воином Христовым. Нападают они чаще всего в такие моменты, когда уверены, что крепостные стены нашего сердца могут не стоять и рухнуть под их натиском, когда стража или спит, или не ожидает нападения. Когда враг знает, что стража начеку и все ждут нападения, он не решится нападать. Тем более он никогда не осмелится вступить в открытый бой, зная кто является нашим союзником, и какой силой мы располагаем. Вот почему так важно нам укрепляться Господом и могуществом силы Его, всегда оставаться бодрыми и готовыми противостоять любой дьявольской силе. Бесы всегда нападают со спины, им ненавистен ясный и открытый взгляд уверенного в себе человека. Уверенного в своей правоте и силе воина Христова».
Поздравляя всех с воскресным днем, Запорожский митрополит еще раз напомнил о том, что зло становится видимым через людей.
«Люди грешат по своей воле, но мысль предать или согрешить в их сердца вкладывает дьявол. Именно сатана обольщает и совращает народы, именно он стоит за гонениями на Церковь и богоборческими идеологиями, он действует в мире через совращенных и обманутых им людей. При этом каждый человек сам несет ответственность за свой выбор: он может слушать или не слушать подстрекательств сатаны, он сам решает – охотно увлечься грехом или противиться ему».