Богослужение проходило в храме Троицы Живоначальной, что, по мнению Его Высокопреосвященства, уже является проявлением безграничной милости Божьей, поскольку не каждая паломническая группа имеет такую возможность.
«Божественная литургия, которую мы сегодня совершаем на Святой горе Фавор, на месте славного Преображения Господня, где Он открыл Свою Божественную природу, открывает перед каждым из нас перспективы постижения нашей божественной природы, – сказал Владыка. Не стать богами, но по благодати Божьей преобразиться и стать на новую ступень своего духовного совершенства. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос говорит тем, кто сообщил Ему о приходе Матери и братьев, что «матерь Моя и братья Мои суть слышащие слово Божье и исполняющие его». Не думайте, будто этим Он выказывает Свое высокомерие и непочтительность. Напротив, Он нас с вами делает равными Своей Матери и Своим братьям. Он всех тех, кто слышит слово Божье и исполняет его, ставит на одну ступень с Богородицей, со Своими учениками, с апостолами. Все мы, все человечество, которое имеет свои немощи, свои недостатки, пораженное страстями и грехами, может стать достойным сосудом Божественной благодати, может преобразиться и засиять в славе Божьей. Необходимо лишь одно – желание самого человечества».
Святая гора Фавор известна с ветхозаветных времен. В эпоху Судей здесь решались судьбы многих народов. Молитва здесь обладает особой чудодейственной силой, наполнена особой энергией.
«Сегодня мы молимся о судьбах нашей родной Украины, о нашем многострадальном народе, о том, чтобы Господь приобщил наших политиков в воле Своей, просветил их светом разума и помог разрешить общественно-политический кризис не насильственным путем, а мирным, за столом переговоров. Просим осветить истиной заблудших и укрепить нашу веру, ибо мы сильны духом только в единстве с Богом, когда молимся, когда получаем от Бога ответ, – сказал владыка.
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видении, доколе не воскреснет из мертвых».
Греческий паломник точно сообщает, что место Преображения находится в руках католических монахов, поскольку, как и в случае игумена Даниила, разделения между православием и католицизмом тогда еще не было в полной мере.
Гора Фавор
Находится в Нижней Галилее, в северо-восточной части Ездрилонской долины, в 20 км к юго-западу от Галилейского озера и всего в 9 км от г. Назарет. Высота горы составляет 588 м.
«Табор», а именно так на иврите звучит название горы, означает «центральное выпуклое место», «пуп». Гора стоит обособленно от всей цепи гор и имеет сглаженные очертания, за что и получила своё название. Эта гора в аллегорической форме часто упоминается в религиозных или поэтических произведениях, олицетворяя возвышенные идеи.
Для христиан всего мира гора Фавор – святыня, ведь именно она считается горой Преображения Господня, несмотря на то, что название горы не упоминается в Евангелиях.
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)
Святая гора Фавор много лет была в центре истории Иудеи. Она неоднократно упоминается в Ветхом Завете. В первые десятилетия нашей эры и в средневековье не раз Фавор играл стратегическую роль.
Русский паломник Андрей Николаевич Муравьев, поэт, духовный писатель, общественный деятель, посетив Палестину в 1830 году, оставил яркое воспоминание от посещения горы Фавор. «Накануне праздника, — пишет Муравьев, — стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение».
Еще в первые века был воздвигнут св. Еленой на горе храм. Сейчас на горе существуют православный монастырь с храмом Преображения Господня и чудотворной Акафистной иконой Божией Матери, а также католический монастырь, отреставрированные руины турецкой крепости.
Храм Преображения Господня
Православный греческий женский монастырь Преображения Господня находится в северо-восточной части вершины. Удивительна и интересна история его основания. Выходец из Молдавии, монах Лавры Саввы Освященного Иринарх в видении получил повеление поселиться на вершине Фавора. Взойдя на святую гору, монах обнаружил остатки древней византийской базилики, возведенной св. Еленой. Вместе со своим помощником, иеродиаконом Нестором, начали восстанавливать базилику. Но не успели, поскольку архимандрит Иринарх скончался в 1859 году. Храм достроили на средства российских жертвователей и освятили 6 августа 1862 года. Храмовая колокольня была построена позже — в 1911г.
Храм Преображения Господня имеет три престола:
— центральный, в честь Преображения, где хранится чудотворная икона Божией Матери Акафистная;
— южный, в честь пророков Моисея и Илии, именно там видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики;
— северный, в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.
На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:3).
Назарет
Третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема священный город Назарет находится в Галилее, северной части Израиля.
Когда-то маленькая деревушка, а сейчас самый большой арабский город Израиля, в котором 30 православных храмов и монастырей с благоговением хранят христианскую веру. Назарет — единственный город в стране, где выходной день – воскресенье!
Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение. Это место, где Иисус Христос провел большую часть своей земной жизни. Здесь прошло его детство и отрочество, а потому Назарет является естественной отправной точкой паломничества по Святой Земле.
Стоит уделить внимание окрестностям Назарета, которые также непосредственно связаны с жизнью Спасителя. Недалеко от Назарета расположены национальный парк Сепфорис, (древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и др.), гора Фавор (место Преображения Господня), деревня Кафр-Кана восточнее Назарета, где Христос сотворил Свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе.
Церковь св. Архангела Гавриила на месте Благовещения, источник Божией Матери
Долгие времена в Назарете был всего один источник питьевой воды. На протяжении многих сотен лет население Назарета приходило к этому единственному источнику. Несомненно, что сюда приходила и Богоматерь, и Ее Божественный Сын. Именно у этого источника, по преданию, произошло первое приветствие Архангела Гавриила с Благой Вестью Деве Марии, когда Пречистая пришла набрать воды: «Радуйся, Дево!»
Над источником Богородицы в средневековье был возведен греческий храм в честь Архангела Гавриила.
В настоящее время церковь находится в глубине площади одного из самых шумных мест Нижнего арабского города – базара. Но, войдя в довольно просторный двор, мы оказываемся как бы в другом мире, вдали от повседневной суеты. Перед нами возникает строгий и простой в архитектурном решении фасад храма, над которым возвышается колокольня. Через небольшой притвор вход ведёт в базилику. Напротив него, в глубине церкви, в крипте, находится пещера с источником.
К нему ведут шесть ступеней. В облицованной мрамором каменной нише на полу находится небольшое отверстие, окаймленное серебром и закрываемое серебряной крышкой с изображением Благовещения. Серебряным черпаком на цепочке достают воду, теперь каждая ее капля — святыня. Над источником находится каменный престол с чудотворной иконой Благовещения русского происхождения.
Примечательно, что обычно служба в церкви ведётся на греческом и арабском языках. Церковь Архангела Гавриила считается основным храмом православной арабской общины, насчитывающей около 18 тысяч верующих.
Архангел Гавриил – Божественный вестник наиболее значительных событий Нового Завета. Его имя означает «Господь — моя сила». Архангел Гавриил признается тремя мировыми религиями – иудаизмом, христианством и исламом. В Эйн-Кареме перед мужем Елизаветы он возвещает о рождении Иоанна Крестителя. Именно он появляется перед родителями Богородицы, объявляя им о рождении Пречистой Девы Марии. И он же возвещает Марии о рождении Иисуса – Спасителя. Он появляется перед Иисусом в Гефсиманском саду накануне распятия Спасителя, и перед Богоматерью в день Её Успения.
Кана Галилейская (место первого чудотворения на брачном пиру)
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан.2:1-11).
В честь чуда претворения Христом воды в вино построена православная греческая церковь, освященная в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Храм был возведен в 1885 г. на средства Российского Императорского Палестинского православного общества. Его главной святыней являются два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня в память происшедшего на этом месте чуда Господня.
Чудо претворения воды в вино считается первым чудом, совершённым Христом. Хотя Он предупреждает, «что ещё не пришёл час Мой», но материнской просьбе не отказывает и помогает жениху – своему сводному брату (старшему сыну Иосифа Обручника от первого брака), апостолу Симону Кананиту. В послушании просьбе Пречистой Матери мы видим особую силу молитвы Богородицы за людей.
Превращение Иисусом воды в вино – это не только явление милосердия бедной семейной чете. Это чудо исполнено глубочайшего символизма.
В толковании Кирилла Александрийского, представителя александрийской богословской школы IV-Vвв., превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.
В Священном Писании вино имеет несколько символических значений. Как обладающее цветом крови, оно напоминало о жертве, а как бодрящий напиток, являлось символом радости и любви. Современные экзегеты (толкователи Библии) обращаясь к тем, кто желает, чтобы любовь в браке никогда не оскудевала, предлагают молитвенно взывать к Тому, кто в избытке даровал вино (символ любви) в Кане Галилейской и освятил Своим присутствием брачное торжество.
Церковь св. вмч. Георгия была построена на месте ее предшественников. Первый же храм в честь первого чуда Христова был воздвигнут еще в VI в. Он был очень просторным и делился на два придела, в правом хранились каменные водоносы. Храм был разрушен, а на его месте позже была воздвигнута греческая церковь, упоминания о которой датируются 1347г.
Памятью о меценатах, на средства которых был воздвигнут нынешней храм, служат иконы на южных и северных вратах небольшого иконостаса: преподобный Сергий Радонежский и праведная Елизавета — небесные покровители великого князя Сергия Александровича, председателя Палестинского Общества, и его супруги, Елизаветы Федоровны, сменившей его на посту Председателя в 1905 г. и причисленной ныне к лику святых.
Две памятные святыни храма – сосуды, один из которых сильно поврежден, а другой совсем целый, стоят слева и справа от великолепного резного иконостаса. На отдельном аналое находится икона апостола Симона Кананита.
Капернаум: храм 12 апостолов
Город на северном берегу озера Кинерет — библейского Галилейского моря. Капернаум занимает особое место в истории христианства.
Название переводится с иврита как «деревня Наума» (или Нахума). Иосиф Флавий пишет о Капернауме как о цветущем городке, где занимаются рыболовством, торговлей и сельским хозяйством.
Капернаум в древности был важным культурным центром, расположенным на перекрестке торговых путей. Во времена Римской имеперии в Капернауме стоял римский гарнизон. Сотник этого гарнизона, перешедший в иудейство, построил большую синагогу, ту самую, в которой Иисус читал проповеди. Здесь была мытница — место сбора податей, откуда был призван на апостольство мытарь Матфей.
Согласно Евангелию, здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Иаира и сотворил много других чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название «Его город».
Сюда Иисус переселился со своей Матерью из Назарета, откуда его изгнали, здесь в синагоге он произнес проповедь, начинающуюся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
Однако и отсюда его изгоняют, и он горестно восклицает: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…»
Как и все его пророчества, сбывается и это…
Примерно в VII в. поселение исчезает, заносится песком, затягивается илом, и лишь отдельные его части остаются на поверхности.
В ХIХ веке земли вокруг Капернаума купили у бедуинов католики из францисканского ордена и построили монастырь. При строительстве монастыря обнаружили остатки той самой синагоги. Синагога поражает своими размерами, коринфскими колоннами и белым иерусалимским камнем. Рядом с синагогой видны камни кладки восьмиугольного здания и мозаичный пол, уцелевшие от церкви, которую построили первые христиане на месте дома Симона (апостола Петра).
Над Капернаумом высится гора высотой 125 м над уровнем Кинерета. Христианский мир знает её под названием горы Нагорной проповеди. Ещё её называют горой Блаженства.
Теперь на горе стоят францисканская церковь и монастырь. На берегу Кинерета расположен православный монастырь 12-ти апостолов.
Магдала: храм св. Марии Магдалины
Вдоль берега Генисаретского озера проводит нас дорога по евангельским местам. Так на севере располагалось когда-то поселение Магдала. Современное поселение Мигдаль расположено немного дальше от воды, а вот на месте древней Магдалы в 1930г. было создано подворье русского Горненского монастыря с церковью св. Марии Магдалины. И это закономерно, ведь в этом небольшом городке родилась и выросла Мария, Мария из Магдалы.
В Евангелие ничего не сказано о детстве и юных годах Марии, но сообщается, что она была молода, красива, богата, вела не очень примерный образ жизни. Также упоминается о том, что Господь изгнал из Марии семь бесов. И как раз с момента исцеления Мария начала новую жизнь. Так она стала верной ученицей Спасителя. Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Именно Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Она вместе с Богородицей и апостолом Иоанном бесстрашно оставалась у Креста, тогда как все ученики Иисуса разбежались.
Мария Магдалина присутствовала и при погребении Иисуса Христа. В утро Воскресения Христова, именно она была удостоена видеть первой воскресшего Господа (после Божией Матери) из всех учеников и учениц Его, и она же стала первой вестницей Его воскресения. Так она возвещает ученикам Христовым о явлении ей Спасителя, и утешает их скорбь дивными словами: «Христос воскрес!». После Вознесения Господня, святая Мария Магдалина осталась с Пресвятой Богородицей и апостолами, всячески помогая им в распространении христианской веры в Иерусалиме. Потом же ее путь шел через многие страны, и везде она проповедовала благовестие Христово.
Как первая, посланная Самим Господом, благовестница Христова Воскресения, Мария Магдалина именуется Церковью — «Равноапостольной».
В 1880-х г.г. Русской Миссией был приобретен участок между морем и дорогой с двумя целебными источниками, тогда как от древнего селения уже почти ничего не осталось.
Почти всегда возведение новых монастырей на Святой Земле сопровождается археологическими раскопками. Так и в бывшем поселении Магдала были найдены остатки древней синагоги эпохи Спасителя, также остатки центральной площади и церкви VI века.
Для первых русских паломников, которые совершали свой путь по обыкновению пешком, было построено два дома. Также для них был выстроен большой павильон, куда из ближайшего храма приходил священник освятить воду, отслужить молебен. Только в 30-хх годах прошлого века было возведена церковь св. Марии Магдалины, а территория получила статус подворья русского Горненского монастыря.
Церковь св. Марии Магдалины окружает прекрасный сад, в центре участка находится святой источник.
В нескольких километрах от Магдалы находится гора высотой 110 метров, которую называют горой Блаженств или горой Нагорной проповеди.
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ